Дело № 2 - 115\ 12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19.01.2012г. г. Саратов УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г. Саратова Корноваров А. П. обратился в суд, указав, что в прокуратуру Фрунзенского района г. Саратова поступило обращение Станового А.П. о нарушении жилищных прав. По данному факту прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации МО «Город Саратов» №83-р от 24.05.2010 г. жилой <адрес> литер «И» по <адрес> признан аварийным. Становой А.П. проживает в <адрес> жилого <адрес> литер «И» по <адрес>, которая является муниципальной. Согласно информации, представленной администрацией Фрунзенского района от 09.11.2011 г. жилое помещение, в котором проживает заявитель, состоит из 1 комнаты, общей площадью 14,4 кв.м. В вышеуказанной квартире зарегистрирован только Становой А.П. В период 2009 г. граждане указанного жилого дома обращались с заявлением в администрацию Фрунзенского района, с предоставлением необходимого пакета документов, о признании жилого дома аварийным. По данному факту администрацией Фрунзенского района г. Саратова был подготовлен проект постановления администрации МО «Город Саратов» о делегировании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу полномочий по оценке частных жилых помещений. 03.04.2009 г. указанное постановление было принято. Кроме того, администрацией Фрунзенского района был подготовлен и направлен в Комитет по управлению имуществом г.Саратова проект распоряжения администрации МО «Город Саратов» о мероприятиях по отселению физических лиц и признанию данного дома аварийным и подлежащим сносу. 24.02.2010 г. проект распоряжения администрации МО «Город Саратов» был возвращен без согласования. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47) длительное время распоряжение о признании жилого дома аварийным с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом <адрес> литер «И» по <адрес>. По данному факту прокуратурой района 27.04.2010 г. на имя исполняющего обязанности главы администрации МО «Город Саратов» было внесено представление, по результатам рассмотрения которого было издано распоряжение № 83-р от 24.05.2010 г. о мероприятиях по отселению лиц из многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.05.2010г. № 83-р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для расселения Станового А.П. и других граждан, проживающих в указанном выше доме, не принимаются. Кроме того, в распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, жилой <адрес> литер «И» по <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения граждан не известны. В тоже время, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с ч. 1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-89 ЖК РФ, другое иное помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ними члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат коммунальной квартиры. Кроме того, действующее законодательство не ставит вопрос обеспечения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, жилыми помещениями, в зависимость от наличия либо отсутствия жилых помещений. В связи с чем, просит обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрацию МО «Город Саратов» предоставить Становому А.П. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 14,4 кв.м., состоящее из 1 комнаты. 12.12.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования были привлечены Становая Н.В., Аборенова А.Б., Савенкова П.А. и Савенков Е.С., действующие в своих интересах и в интереса несовершеннолетнего Савенкова Я.Е. 21.12.2011 года истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования просил обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов», администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Становому А.П. по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте г.Саратова, общей площадью не менее 19,8 кв. м., состоящее из одной комнаты. В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Медведев Р.А. исковые требования поддержал, дав объяснения, аналогичные, изложенным в иске. Истец поддержал исковые требования, был согласен с позицией прокурора. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» против удовлетворения исковых требований возражала. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении иска просит отказать. Представитель третьего лица Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». Третьи лица Становая Г.В., Аборенов А.В. считают, что иск прокурора следует удовлетворить. Третьи лица Савенкова П.А., Савенков Е.С. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, уважительности причин отсутствия суду не представили. С учетом мнения участников процесса суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. Как установлено в судебном заседании прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова была проведена проверка по обращению гражданина Станового А.П. и других жильцов <адрес> литер «И» по <адрес> по вопросу нарушения жилищных прав. В ходе проведения данной проверки было установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации МО «Город Саратов» №83-р от 24.05.2010 г. жилой <адрес> литер «И» по <адрес> признан аварийным. В указанном доме имеется 5 квартир муниципального жилого фонда, остальные находятся в собственности граждан. Становой А.П. проживает в муниципальной <адрес> жилого <адрес> литер «И» по <адрес>. Согласно справке ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова от 15.12.2011 г., жилое помещение, в котором проживет Становой А.П. состоит из 1 комнаты, площадью 14,4 кв. м., в квартире зарегистрирован 1 человек - Становой А.П. Согласно техническому паспорту объекта капитального строительства МУП Городское БТИ Становой А.П. занимает одну комнату в коммунальной квартире площадью 14,1 кв.м., что составляет 121/1000 долей от площади коммунальной квартиры №. Так же из технического паспорта следует, что коридор площадью 5,1 кв.м., коридор площадью 25,3 кв.м., туалет площадью 1,3 кв.м., кухня площадью 10,3 кв.м. являются местами общего пользования, то есть общая площадь мест общего пользования составляет 42 кв.м., данными помещениями пользуется Становой А.П. наравне с другими жителями, доля в праве на общую площадь составляет 121/1000. Таким образом площадь жилого помещения, находящаяся в пользовании Станового А.П. составляет 14,1 кв.м.+5,08 кв.м.+19,18 кв.м. В период 2009 г. граждане указанного жилого дома обращались с заявлением в администрацию Фрунзенского района, с предоставлением необходимого пакета документов, о признании жилого дома аварийным. По данному факту администрацией Фрунзенского района был подготовлен проект постановления администрации МО «Город Саратов» о делегировании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу полномочий по оценке частных жилых помещений. 03.04.2009 г. указанное постановление было принято. Кроме того, администрацией Фрунзенского района был подготовлен и направлен в Комитет по управлению имуществом г.Саратова проект распоряжения администрации МО «Город Саратов» о мероприятиях по отселению физических лиц и признанию данного дома аварийным и подлежащим сносу. 24.02.2010 г. проект распоряжения администрации МО «Город Саратов» был возвращен без согласования. В нарушение п.п. 4, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47) длительное время распоряжение о признании жилого дома аварийным с указанием сроков и порядка отселения физических лиц издано не было, что повлекло нарушение жилищных прав граждан, проживающих в жилом <адрес> литер «И» по <адрес>. По данному факту прокуратурой района 27.04.2010 г. на имя исполняющего обязанности главы администрации МО «Город Саратов» было внесено представление, по результатам рассмотрения которого было издано распоряжение № 83-р от 24.05.2010 г. о мероприятиях по отселению лиц из многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.05.2010г. № 83-р предусмотрен комплекс мероприятий по отселению физических лиц из указанного выше жилого дома. Однако, данное распоряжение до настоящего времени не исполнено, меры для расселения Станового А.П. и других граждан, проживающих в указанном выше доме, не принимаются. Кроме того, в распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, жилой <адрес> литер «И» по <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Станового А.П. не известны. Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемом. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.4 ст. 3 ЖК Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную среду. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, включается обязательный компонент-жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, жилищное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на Администрацию муниципального образования «город Саратов» следует возложить обязанность по предоставлению Становому А.П. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 19,18 кв.м. состоящее из одной комнаты. Вместе с тем, в удовлетворении требований прокурора к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов» следует отказать, как заявленных к ненадлежащему ответчику, поскольку согласно п. 1.1. Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-243, комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством. При этом, в соответствии со ст. 36 Устава города Саратова, глава администрации муниципального образования «Город Саратов» организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации муниципального образования по решению вопросов местного значения (в том числе по предоставлению муниципального жилья) в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, решениями Саратовской городской Думы. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Становому Артуру Петровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 19,18 кв.м. состоящее из одной комнаты. В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: В.В. Дубовицкий