обжалрвание действий УФРС



Дело №2-391/12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд года Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием заявителя Маховой Л.Н., ее представителя – адвоката Аксеновой А.А, представителей Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - Орловой К.Р., Яковлюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маховой Людмилы Николаевны о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство,

установил:

Махова Л.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области от 28 октября 2011 года об отказе выплате единовременного пособия на обустройство и обязать Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области выплатить Маховой Л.М. и членам ее семьи: сыну ФИО8, дочери ФИО9, сыну ФИО10 компенсационные выплаты в размере 85000 руб.

В обосновании поданного заявления Махова Л.Н. указывает, что в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и план мероприятий по реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 и с изменениями от 12 января 2010 года № 60 право на оформление участников Госпрограммы возложены на территориальные органы миграционной службы субъектов Российской Федерации, в Саратовской области на Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области (далее - УФМС России по Саратовской области).

Стать участником Госпрограммы могут только иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации на законном основании, т.е. имеющие: разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации; вид на жительство на территории Российской Федерации.

Лицам, изъявившим желание стать участником Госпрограммы, необходимо заполнить анкету участника и направить ее в органы для рассмотрения.

Маховой Л.Н. была направлена анкета в УФМС России по Саратовской области, о чем была выдана справка о принятии анкеты участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

02 декабря 2010 года Маховой Л.Н. было получено уведомление о том, что исполнительным органом власти Саратовской области принято решение о приеме ее в качестве участника Государственной программы, с разъяснением о том, что с заявлением о выдаче свидетельства участника необходимо обратиться в УФМС России по Саратовской области до 16 декабря 2010 года

06 декабря 2010 года Маховой Л.Н. в УФМС России по Саратовской области подано заявление о выдаче свидетельства участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается справкой от 06 декабря 2010 года.

25 января 2011 года УФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием членов ее семьи: сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ, рождения и сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 7 от 15 января 2007 года «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей участнику Госпрограммы и членам его семьи оказываются материальные льготы: на получение единовременного пособия на обустройство (подъемные) 40000 руб. участнику Государственной Программы и по 15 000 руб. на каждого члена семьи.

Сумма компенсационных выплат Маховой Л.Н. с учетом членов семьи составляет 85000 руб.

05 ноября 2011 года Маховой Л.Н. по почте было получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области, согласно которой Маховой Л.Н. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано.

Отказ ничем не мотивирован, по каким основания было отказано, заявителю не известно.

С принятым комиссией решением Маховой Л.Н. не согласна, поскольку оно противоречит принятому законодательству, и нарушает как ее права, так и права членов ее семьи, в связи с чем Махова Л.Н. вынуждена была обратиться в суд.

В судебном заседании был поставлен вопрос об оставлении заявления Маховой Л.Н. без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на получение пособия.

Заявитель Махова Л.Н. и ее представитель адвокат Аксенова А.А. не возражали против оставления заявления без рассмотрения, указав на то, что ими подготовлено соответствующее исковое заявление в суд.

Представители Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - Орловой К.Р., Яковлюк И.В. вопрос о возможности рассмотрении заявлений Маховой Л.Н. в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) оставили на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.3 ст.247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

В определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2008 года № 1014-О-О «Об отказе в принятии жалобы Федотова Андрея Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 1, 247 и 263 ГПК РФ и п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» указано, что согласно ч.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия норм процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).

Применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений. Закрепление подобного правила в части 4 ст.1 ГПК РФ вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привели бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном итоге – к ограничению их конституционных прав. При применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона.

Из текста заявления Маховой Л.Н., предмета и оснований заявленных требований усматривается, что в данном случае имеет место спор о праве заявителя на получение на получения единовременного пособия на обустройство как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007года№7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей».

Таким образом, исходя из того, что при рассмотрении дел, возникающих из публично-правовых отношений, суд не рассматривает спор о праве, а осуществляет проверку законности оспариваемых актов или действий.

Поскольку суд усматривает спор о праве Маховой Л.Н. на получение на получения единовременного пособия на обустройство как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, то заявителю необходимо обратиться в суд в порядке искового производства.

При таких обстоятельствах, заявление Маховой Л.Н. подлежит оставлению без рассмотрения.

Вынесение судом определения об оставлении заявления без рассмотрения вследствие установления наличия спора о праве не препятствует заявителю обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд с соответствующим заявлением по правилам искового производства.

Руководствуясь, ст. ст. 224, 225, 247 ГПК РФ, суд

определил:

Заявление Маховой Людмилы Николаевны о признании незаконным решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области об отказе в выплате единовременного пособия на обустройство, оставить без рассмотрения, разъяснив лицам, участвующим в деле, их право разрешить спор в порядке искового производства.

Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд года Саратова в течение пятнадцати дней со дня вынесения.

Судья

А.А. Богомолов