по иску Титовой к УПФ РФ



дело №2-337/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.02.2012 года                                                                                                       г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А., при секретаре Куницыной О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титовой Эльвины Васильевны к ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ :

    Титова Э. В. обратилась в суд указав, что 19.10.2011 года последовало ее обращение в ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика №737 от 23.11.2011г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем основания, что ею не была выработана требуемая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, на дату обращения в пенсионный фонд ответчик признал за ней специальный стаж продолжительностью 26 лет 9 месяцев 11 дней. Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №3228 от 23.11.2011г. из ее специального стажа были исключены периоды с 13.02.1997 г. по 17.03.1997г., с 29.03.1997г. по 21.04.1997г., с 15.05.1997г. по 01.06.1997г., с 01.01.1998г. по 04.01.1998г., с 01.01.1999г. по 04.02.1999г., с 17.02.1999г. по 04.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.12.2000г., с 01.01.2002г. по 16.01.2002г., с 24.02.2002г. по 10.03.2002г., с 05.05.2002г. по 27.06.2002г., с 12.07.2002г. по 31.12.2002г. в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ медсанчасть «Саратовстекло». Указанные периоды были исключены поскольку в соответствии со Списком льготных профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью имеют врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, при этом ответчик считает, что при занятии данной должности врачебной деятельности она не осуществляла. Также были исключены периоды нахождения на курсах усовершенствования с 18.11.1996г. по 21.12.1996 г., с 11.03.2002г. по 04.05.2002г., с 15.03.2004г. по 24.04.2004г., с 26.03.2007г. по 09.04.2007г., с 14.05.2007г. по 26.05.2007г., с 26.01.2009г. по 07.03.2009г.. С решением пенсионного фонда не согласна, поскольку в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. На протяжении всех лет работы в МУЗ «Городская поликлиника №15» (наименование учреждения на 27.12.2011г.) она совмещала работу в должности заместителя главного врача с работой врачом неврологом, у нее имеются 2 подтвержденных сертификата по специальностям «Общественное здоровье и здравоохранение» и «Неврология», удостоверение о наличии высшей категории по специальности «Неврология». Каждые 5 лет она проходила курсы повышения квалификации по каждой из вышеназванных специальностей, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации. Работая в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, она всегда консультировала наиболее сложных больных неврологического профиля (установка диагноза, коррекция обследования, лечения), так как на момент ее перехода на должность заместителя главного врача (февраль 1997г.) являлась наиболее опытным и квалифицированным специалистом неврологом в медицинском учреждении. Если имелись свободные ставки врача невролога, то ее труд оплачивался в процентах от ставки врача-невролога или как совместительство за отсутствующего врача. Если таковых не имелось, то ей платили за интенсивность и сложность труда. Таким образом, если в бухгалтерской отчетности и отсутствуют должным образом оформленные сведения о выполнении ею функции врача-невролога по вышеуказанным периодам, то фактически она всегда занималась врачебной деятельностью в качестве врача невролога. Документальным подтверждением вышесказанного служат ксерокопии сертификатов специалиста, ксерокопия удостоверения о высшей категории по специальности «Неврология», ксерокопии свидетельств о повышении квалификации по специальности «Неврология», ксерокопии фрагментов из амбулаторных карт. До 14 марта 2007г. в соответствии с Приказом №5 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» в лечебных учреждениях существовала клинико-экспертная комиссия. Находясь на должности заместителя главного врача, она являлась ее председателем с 13.02.1997 года. В функции клинико-экспертной комиссии на тот период входили принятие решений: при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы нетрудоспособности, а также для решения вопроса о дальнейшем лечении; при направлении пациента на медико-социальную экспертизу; при направлении на лечение за пределы административной территории и т.д.

      В соответствии с пунктом 2.3 Положения об экспертизе временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденным Приказом №5 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995 г. «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», заместитель руководителя учреждения по клинико-экспертной работе осуществляет выборочный текущий и по законченным случаям контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за выполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации и экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов. Исходя из вышеизложенного, считает, что выполняя обязанности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, осуществляла лечебную деятельность. Работа заместителя главного врача по клинико-экспертной     работе     сопряжена     с     повышенными     психо - физиологическими нагрузками, обусловленными лечебной и иной деятельностью     по     охране     здоровья     населения     в     учреждениях здравоохранения.

       В силу статьи 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

       Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

        На основании статьи 112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, считает, что данные периоды подлежат включению в стаж в календарном порядке.

        Кроме того, прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. На основании изложенного, эти периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности.

      Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

        В связи с тем, что с учетом спорных периодов у нее на момент обращения в ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова был выработан необходимый стаж (более 30 лет) для назначения досрочной пенсии, то просит назначить досрочную пенсию с указанной даты, просит признать право на досрочную пенсию по старости с 19.10.2011г. и обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный стаж периоды работы в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ МСЧ Медсанчасти «Саратовстекло» с 13.02.1997г. по 17.03.1997г., с 29.03.1997г. по 21.04.1997г., с 15.05.1997г. по 01.06.1997г., с 01.01.1998г. по 04.01.1998г., 01.01.1999г. по 04.02.1999г., с 17.02.1999г. по 04.10.1999г., с 01.11.1999г. о 31.12.2000г., с 01.01.2002г. по 16.01.2002г., с 24.02.2002 г. по 10.03.2002г., 05.05.2002г. по 27.06.2002г., с 12.07.2002г. по 31.12.2002г. и периоды нахождения на курсах усовершенствования с 18.11.1996г. по 21.12.1996г., с 11.03.2002г. по 04.05.2002г., с 15.03.2004г. по 24.04.2004г., с 26.03.2007г. по 09.04.2007г., с 14.05.2007г. по 26.05.2007г., с 26.01.2009г. по 07.03.2009г..

        В судебном заседании Титова Э. В. исковые требования поддержала, дав объяснения, аналогичные изложенным в иске.

         Представитель ответчика по доверенности - Рослова В. В. иск не признала, указав, что законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законных и подзаконных актов.Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

       В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет только в городах, независимо от их возраста.

       При этом подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории лиц.

         Поскольку законодатель в структуре статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ предусмотрел пункт 2, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация права педагогических, медицинских и творческих работников вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна.

       Смысл данного нормативного акта не сводится к единственному условию о назначении трудовой пенсии по старости только в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях,структурных подразделениях, а строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ.

       В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года издано постановление N781, которым утвержден Список работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную ииную деятельность по охране здоровья граждан.

       Кроме того, пенсионные права граждан могут оцениваться с учетом постановленияКонституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П.

        Следовательно, при определении права на данный вид пенсии подпункт 20 пункта 1статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации», может применяется в совокупности со Списками должностей, Правиламиисчисления сроков выслуги лет, утвержденных Постановлением СМ СССР от 06.09.1991г.№464 (действует в отношении периодов работы до 01.11.1999г.)

          В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066 Правила, утвержденные пунктом 1 вышеуказанного Постановления по желанию гражданинамогут применяться за периоды работы до 01.11.1999г.Согласно Спискам право на пенсию предоставляется медицинским работникам при наличии одновременно двух условий (при исчислении медицинского стажа в календарномпорядке) :работа в определенных должностях, поименованных в Списках; определенных лечебных учреждениях, поименованных в Списках. Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее подпункт 11 пункта 1 статьи 28)); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 84-О и от 29 января 2009 года № 67-О-О).

        С 13.02.1997г. Титова Э. В. работает в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ Медсанчасть «Саратовстекло», что подтверждается трудовой книжкой, справкой МУЗ Городская поликлиника №15 №74 от 02.11.2011г.

       В соответствии со Списком профессий и должностей..., утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью пользуются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

        В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Министерства здравоохранения России от 15.10.1999г. № 377 должность «заместитель главного врача по клинико-экспертной работе» предусмотрена в разделе «Руководители учреждений», то есть не отнесена к числу врачебного персонала.

        В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, так же как и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью имеют врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Таким образом, как по ранее действующему законодательству, так и по ныне действующему законодательству право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью руководителям учреждений предоставляется при условии осуществления врачебной деятельности.

         В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 27 августа 1999г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», главный врач и его заместитель выполняет функции по организации здравоохранения и общественного здоровья. Главный врач и его заместитель выполняют функции, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, и поэтому являются должностными лицами.

         В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377, врачам - руководителям учреждений здравоохранения разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.

        Работа руководителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.

        Тарификация лиц, работающих по совместительству (внутреннему и внешнему) в данном учреждении, проводится отдельными строками по каждой должности (профессии). Также отдельно проводится тарификация главного врача и его заместителей - врачей, выполняющих работу по своей основной специальности.

Согласно справки работодателя Титова Э.В. осуществляла совместительство 0,25 ставки врача-невролога в следующие периоды:

- с 18.03.1997г. по 28.03.1997г.;

- с 22.04.1997г. по 14.05.1997г.;

- с 02.06.1997г. по 31.12.1997г.;

- с 05.01.1998г. по 31.12.1998г.;

- с 05.02.1999г. по 16.02.1999г.;

- с 05.10.1999г. по 30.11.1999г.;

- с 11.09.2000г. по 30.11.2000г.;

- с 01.12.2000г. по 31.12.2000г.;

- с 26.09.2002г. по 31.12.2002г.

     Вышеназванные периоды совместительства до 01.11.1999г. засчитаны в стаж лечебной деятельности, так как выполнение до этого времени полной ставки не требовалось.

         В периоды работы: с 01.01.2001г. по 31.12.2001г., с 17.01.2002г. по 23.02.2002г., с 28.06.2002г. по 11.07.2002г., с 01.01.2003г. по 02.11.2011г. (момент выдачи справки) осуществляла совмещение 0,5 или 0,25 ставки врача невролога. Соответственно периоды совмещения работы врача невролога в основное рабочее время, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации засчитаны в стаж лечебной деятельности.

          В остальные, спорные периоды какие-либо сведения о доплате за ведение врачебной деятельности в первичных документах - приказах, лицевых счетах отсутствуют.

        В штатном расписании должность заместитель главного врача по КЭР предусмотрена в разделе «Штат работников аппарата управления». Кроме того, штатное расписание предусматривает должность заместителя главного врача по лечебной работе, наименование должности которого свидетельствует о выполнении функций по направлению осуществления лечебной деятельности.

         Согласно должностной инструкции, утвержденной главным врачом 31 августа 2009г., заместитель главного врача по клинико-экспертной работе осуществляет контроль за организацией и проведением экспертизы временной нетрудоспособности в медицинской организации, осуществляет выборочный и текущий контроль (по медицинской документации или после личного осмотра пациентов) за исполнением врачами функций по диагностике, лечению, реабилитации, экспертизе временной нетрудоспособности, принимает участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов, корректирует обследование и лечение больных, проводит анализ заболеваемости населения с временной утратой нетрудоспособности, участвует в подготовке регламентирующих организацию документов, оценивает экспертную деятельность лечащих врачей, осуществляет контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности, обеспечивает повышения квалификации специалистов, организовывает врачебные конференции по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и т.д., что указывает на организационно-распорядительные обязанности.

       Аналогичные функциональные обязанности заместителя руководителя учреждения по клинико-экспертной работе предусмотрены приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.01.1995г. №5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности», в том числе Положением о заместителе руководителя Государственного (Муниципального) лечебно-профилактического учреждения по клинико-экспертной работе.

       Однако, для включения в стаж лечебной деятельности необходимо, чтобы врачебная деятельность осуществлялась на постоянной основе в рамках возложенных на работника обязанностей. Исходя из представленных историй болезней, должностной инструкции за спорный период усматривается, что обязанности врача истица не выполняла.

       Необоснованы исковые требования истицы о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

       Вышеуказанные периоды не могут быть засчитаны в стаж лечебной деятельности по следующим основаниям.Досрочная трудовая пенсия в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ - это дополнительная социальная гарантия для граждан, осуществляющих работу с большей физической и нравственной нагрузкой. Правительству РФ делегированы полномочия по определению должностей, учреждений, а так же периодов в рамках которых имеет место повышенная нагрузка.В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

         Аналогичные нормы были предусмотрены Разъяснением Министерства труда от 22.05.1996г. №5 «О порядке применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78,78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

        Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в вышеприведенных нормативных актах также не поименованы в качестве иных периодов, засчитываемых в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

       Включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено также Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.Необходимо отметить, что КЗоТ РФ не предусматривает включение периодов нахождения в учебных отпусках в специальный стаж, в том числе в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

       Кроме того, учитывая, что КЗоТ РФ - совокупность норм общей части трудового права, а Федеральный закон РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и принятые в его исполнение Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, Постановление Правительства РФ от 27.10.2002 г. №781 - совокупность специальных норм, которые регулируют определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, то вопрос включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации необходимо рассматривать с учетом Постановления Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, Разъяснения Министерства труда от 22.05.1996г. №5, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, которые не допускают включение вышеуказанных периодов в стаж лечебной деятельности.

       Таким образом, на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж лечебной деятельности Титовой Э. В. на момент обращения за назначением пенсии - 19.10.2011г. составил 26 лет 9 месяцев 11 дней, исчисленный по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, аналогично как и с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004г. №2-П, то есть недостаточный для назначения досрочной пенсии.

       Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       Как установлено в судебном заседании Титова Э. В. обратилась в ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика №737 от 23.11.2011г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по тем основаниям, что ею не была выработана требуемая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, на дату обращения в пенсионный фонд ответчик признал за ней специальный стаж продолжительностью 26 лет 9 месяцев 11 дней. Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №3228 от 23.11.2011г. из ее специального стажа были исключены периоды с 13.02.1997 г. по 17.03.1997г., с 29.03.1997г. по 21.04.1997г., с 15.05.1997г. по 01.06.1997г., с 01.01.1998г. по 04.01.1998г., с 01.01.1999г. по 04.02.1999г., с 17.02.1999г. по 04.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.12.2000г., с 01.01.2002г. по 16.01.2002г., с 24.02.2002г. по 10.03.2002г., с 05.05.2002г. по 27.06.2002г., с 12.07.2002г. по 31.12.2002г. в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ медсанчасть «Саратовстекло» и периоды нахождения на курсах усовершенствования с 18.11.1996г. по 21.12.1996г., с 11.03.2002г. по 04.05.2002г., с 15.03.2004г. по 24.04.2004г., с 26.03.2007г. по 09.04.2007г., с 14.05.2007г. по 26.05.2007г., с 26.01.2009г. по 07.03.2009г..

            С 13.02.1997г. Титова Э. В. работает в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ Медсанчасть «Саратовстекло», что подтверждается трудовой книжкой, справкой МУЗ Городская поликлиника №15 №74 от 02.11.2011г..

         Истица совмещала работу в должности заместителя главного врача с работой врачом неврологом, у нее имеются 2 подтвержденных сертификата по специальностям «Общественное здоровье и здравоохранение» и «Неврология», удостоверение о наличии высшей категории по специальности «Неврология». Каждые 5 лет Титова Э. В. проходила курсы повышения квалификации по каждой из вышеназванных специальностей, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации. Работая в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, Титова Э. В. всегда консультировала наиболее сложных больных неврологического профиля (установка диагноза, коррекция обследования, лечения), так как на момент ее перехода на должность заместителя главного врача (февраль 1997г.) являлась наиболее опытным и квалифицированным специалистом неврологом в медицинском учреждении. Если имелись свободные ставки врача невролога, то труд истицы оплачивался в процентах от ставки врача-невролога или как совместительство за отсутствующего врача. Если таковых не имелось, то истице платили за интенсивность и сложность труда. Таким образом, если в бухгалтерской отчетности и отсутствуют должным образом оформленные сведения о выполнении истицей функции врача-невролога по спорным периодам, но фактически она всегда занималась врачебной деятельностью в качестве врача невролога. Документальным подтверждением вышесказанного служат сертификаты специалиста, удостоверение о высшей категории по специальности «Неврология», ксерокопии свидетельств о повышении квалификации по специальности «Неврология», 28 амбулаторных карт и 14 журналов заседания КЭК, из которых следует, что истица в спорные периоды деятельности осуществляла лечебную деятельность. Также данный факт подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели, оснований не доверять которым у суда не имеется.

    Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 данной статьи Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, указаны: 1) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, 2) врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 утверждены прилагаемые Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которыми установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы истицы до ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные п. 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до ноября 1999 года.

В разделе «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения указаны врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители структурных учреждений (их подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» этого Списка указано учреждение в котором осуществляла трудовую деятельность Титова Э. В..

Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет.

Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считает день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

        Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

        На основании статьи 112 КЗоТ РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж в календарном порядке.

     При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

     В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы необходимо взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

      Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

       Признать за Титовой Эльвиной Васильевной право на досрочную пенсию по старости с 19.10.2011г. и обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный стаж периоды работы Титовой Э. В. в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в ММУ МСЧ Медсанчасти «Саратовстекло» с 13.02.1997г. по 17.03.1997г., с 29.03.1997г. по 21.04.1997г., с 15.05.1997г. по 01.06.1997г., с 01.01.1998г. по 04.01.1998г., 01.01.1999г. по 04.02.1999г., с 17.02.1999г. по 04.10.1999г., с 01.11.1999г. о 31.12.2000г., с 01.01.2002г. по 16.01.2002г., с 24.02.2002 г. по 10.03.2002г., 05.05.2002г. по 27.06.2002г., с 12.07.2002г. по 31.12.2002г. и периоды нахождения на курсах усовершенствования с 18.11.1996г. по 21.12.1996г., с 11.03.2002г. по 04.05.2002г., с 15.03.2004г. по 24.04.2004г., с 26.03.2007г. по 09.04.2007г., с 14.05.2007г. по 26.05.2007г., с 26.01.2009г. по 07.03.2009г..

       Взыскать с ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Титовой Эльвины Васильевны государственную пошлину в размере 200 рублей.

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, 05 марта 2012 года.

Судья                                                   А. А. Негласон