Дело № 2-700\12 РЕШЕНИЕ 22.03. 2012 год г. Саратов Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О., с участием адвоката Курочкиной Е.В., представившей удостоверение № 1456, ордер № 859, при секретаре Ефимовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области об установлении факта сообщения Адамбаевым Мухамбетом Абабакировичем в Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области заведомо ложных сведений и использования подложных документов в целях приобретения гражданства Российской Федерации, Установил: Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области обратилось в суд с заявлением об установлении факта использования Адамбаевым М.А. подложного документа при приобретении им гражданства Российской Федерации. Требования обоснованы тем, что Адамбаев М.А., 21.06.1981 года рождения, уроженец Киргизской Республики, по заключению УФМС России по Саратовской области от 25.05.2011 г. принят в гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства, подписанном в городе Москве 28 марта 1996 года. Согласно п. «а» ч.1 ст.1 Соглашения каждая Сторона предоставит прибывающим для постоянного проживания на территории гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке, если заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Киргизской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал постоянно на их территории на 15 декабря 1990 года и проживает на день вступления в силу настоящего Соглашения (09.11.1997 г.). При подаче заявления о приеме в российское гражданство Адамбаев М.А. представил паспорт гражданина Кыргызской Республики АС1023443, выданный 21.07.2009 г. МВД, и справку отдел паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что Адамбаев Мухамбет действительно с момента рождения постоянно проживал на территории Кыргызской Республики (в том числе на момент принятия декларации «О независимости Кыргызской Республики» на 15.12.1990 г. и на день вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой от 09.11.1997 г.), и был зарегистрирован по адресу: Кыргызская Республика, Жалал-Абадская область, Кара-Кулча, по сведениям адресно-справочного бюро по Жалал-Абадской области, он значится выбывшим от ДД.ММ.ГГГГ на постоянное жительство в Российскую Федерацию. На основании представленного заявления и прилагаемых к нему документов УФМС России по Саратовской области было принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации Адамбаева Мухамбета Абабакировича в упрощенном порядке. На основании принятого решения Адамбаеву Мухамбету Абабакировичу 01.09.2011 года был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии №. В соответствии с указанием ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № № была проведена выборочная проверка материалов учетных дел лиц, приобретших гражданство Российской Федерации. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Саратовской области был направлен запрос в отдел паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Кыргызской Республики (исх. №) для подтверждения факта выдачи справки о периоде проживания Адамбаева М.А. в Кыргызстане его снятии с регистрационного учета. 26 июля 2011 года поступил ответ, что справка на Адамбаева Мухамбета, 1981 года рождения, ТОПВ и РР Жалал-Абадской области не выдавалась, в книге регистрации исходящих материалов не значится (вх. № 15011). В соответствии с ч.2 ст. 6Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Приобретение гражданства Российской Федерации на основании сообщения заведомо ложных сведений противоречит требованиям Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Конституции России и существенно нарушает интересы Российской Федерации отраженные в федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», определяющем принятие иностранных граждан в гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке. Согласно ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, ели будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Согласно п. 20, 20.1, 20.2 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 г. № 64, при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия с целью выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган ФМС России обращается с исковым заявлением в судебную инстанцию общей юрисдикции об установления факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации. При наличии такого судебного решения территориальный орган организует обобщение материалов по делу и выносит соответствующее заключение, составленное в трех экземплярах и утвержденное в порядке, предусмотренном пунктом 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325. Судебное решение и заключение приобщаются к материалам дела об изменении гражданства. Тем самым, для принятия решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации Адамбаева Мухамбета Абабакировича органу, принявшему такое решение (УФМС России по Саратовской области), необходимо установить в судебном порядке факт использования подложных документов и сообщения заведомо ложных сведений при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. В судебном заседании представитель Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - Гаранина С.А., действующая на основании доверенности поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила удовлетворить заявление: установить факт использования Адамбаевым М.А. подложного документа - справки отдела паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 13.01.2011 г. № 569 о периоде его регистрации и снятии с регистрационного учета в Кыргызской Республике, при приобретении гражданства Российской Федерации. Кроме того, представитель заявителя пояснил, что представленная Адамбаевым М.А. справка по своей форме не соответствует образцу справки, выданной надлежащим образом (представив суду на обозрение справку установленного образца в отношении другого гражданина, достоверность которой подтверждена Кыргызской Республикой). Привлеченный к участию в деле в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя Адамбаева М.А. адвокат Курочкина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления. Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27 и главами 28-38 настоящего Кодекса. Перечень юридических фактов, содержащийся в ч.2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, ли при невозможности восстановления утраченных документов. Согласно ст. 22 Федерального Закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Аналогичная норма содержится в п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325. В соответствии с п.п. 20 и 20.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19.03.2008 г. № 64, при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия в целях выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган обращается с исковым заявлением в суд общей юрисдикции об установлении факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации. Таким образом, основанием для отмены решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации является судебное решение об установлении факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Прием в гражданство и его прекращение производятся в установленном Федеральным законом № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» порядке. В соответствии со ст. 39 указанного Федерального закона в случае несогласия с решением полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, по данному вопросу заявитель вправе его обжаловать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, то есть по правилам главы 25 ГПК РФ. На основании статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и других имеющих юридическое значение фактов (пункт 10 статьи 264 ГПК РФ). Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство обеспечивает личности, которое его имеет, защиту существующих прав и свобод, предполагает наличие определенных обязанностей этого лица перед государством. Объем прав, свобод и обязанностей любого человека зависит напрямую от гражданства. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. В соответствии с п. №а» ч.1 ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства, подписанном в г. Москве 28.03.1996 г., каждая Сторона предоставит прибывающим для постоянного проживания на ее территорию гражданам другой Стороны право приобрести гражданство в упрощенном (регистрационном) порядке, ели заявитель в прошлом состоял в гражданстве РСФСР или Киргизской ССР и одновременно в гражданстве СССР, проживал постоянно на их территории на 15 декабря 1990 года и проживает на день вступления в силу настоящего Соглашения (09.11.1997 г.). Приобретение гражданства Российской Федерации на основании сообщения заведомо ложных сведений противоречит требованиям Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», Конституции России и существенно нарушает интересы Российской Федерации, отраженные в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации», определяющем принятие иностранных лиц в гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке. Согласно статье 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Согласно пунктам 20, 20.1, 20.2 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 19.03.2008 г. N 64, при наличии информации об использовании заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации проводятся соответствующие проверочные мероприятия с целью выявления данных фактов. В случае подтверждения данной информации территориальный орган ФМС России обращается с исковым заявлением в судебную инстанцию общей юрисдикции об установлении факта использования заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приобретении или прекращении им гражданства Российской Федерации. При наличии такого судебного решения территориальный орган организует обобщение материалов по делу и выносит соответствующее заключение, составленное в трех экземплярах и утвержденное в порядке, предусмотренном пунктом 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325. Судебное решение и заключение приобщаются к материалам дела об изменении гражданства. В соответствии со статьями 30, 32, 33, 34 и 38 Федерального закона, пунктами 1-10, 14, 30, 33-34, 36, 38 и 39 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 (далее - Положения), пунктами 3-8, 11, 15 и 16 Инструкции по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и пунктами 1 и 3 Инструкции по организации проверки сведений, сообщаемых лицами при обращении с заявлениями об изменении гражданства, утвержденными приказом МВД РФ от 19.02.2004 № 104, пунктами 9, 11.7, 12, 14, 14.1, 17, 17.1- 17.8, 17.10 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службы государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 19.03.2008 № 64 (далее - административного регламента от 19.03.2008 № 64) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, приобретшие гражданство Российской Федерации непосредственно перед получением паспорта. Для получения паспорта гражданин представляет заявление о выдаче паспорта по форме № Ш, личная подпись гражданина в заявлении заверяется уполномоченным на это сотрудником (государственным служащим, работником) подразделения, и другие необходимые документы, в том числе, квитанцию об оплате государственной пошлины. Выдача и замена паспортов производятся подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Основанием для отказа в выдаче паспорта является отсутствие платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины. В случае непосредственного представления необходимых для получения паспорта документов сотрудник подразделения, ответственный за прием документов, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии, личности предъявителя, оценивает качество и соответствие фотографий установленным требованиям. Гражданину сообщается о дате получения паспорта и возвращения сданных личных документов. Поступившие от граждан документы рассматриваются и проверяются руководителем подразделения. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче паспорта по форме N Ш, визуально определяется подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче паспорта по форме № Ш, которое передает сотруднику, ответственному за оформление паспорта. В паспорте производятся следующие отметки и записи: о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства; об отношении к воинской обязанности; о регистрации и расторжении брака; о ранее выданном основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Подготовленные к выдаче паспорта представляются руководителю, который проверяет полноту и правильность их оформления, после чего проставляет свою подпись и печать. После оформления паспорта сотрудник подразделения, ответственный за оформление, завершает оформление заявления о выдаче паспорта по форме № Ш. Вручение паспорта гражданину производится руководителем, который должен удостовериться, что получатель паспорта является именно тем лицом, на чье имя оформлен паспорт; предложить гражданину проверить правильность внесенных в паспорт сведений, отметок и записей; предложить гражданину расписаться авторучкой с гелиевым наполнителем черного цвета на установленных местах на второй странице паспорта и в заявлении о выдаче паспорта по форме № Ш с проставлением в заявлении даты получения паспорта; вручить гражданину паспорт и разъяснить его обязанности по бережному хранению; возвратить гражданину ранее принятые документы, подтверждающие сведения, необходимые для получения паспорта (кроме паспорта, подлежащего замене, и квитанции об оплате государственной пошлины). В соответствии с пунктом 1 Положения «О федеральной миграционной службе», утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928, Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В судебном заседании установлено, что Адамбаев Мухамбет Абабакирович, 21.06.1981 года рождения, уроженец Кыргызской Республики, решением УФМС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в соответствии с п. «а» ч.1 ст.1 Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, подписанного между Сторонами 28.03.1996 г. (вступившего в силу 09.11.1997 г.). Для приобретения гражданства Российской Федерации и получения паспорта гражданина Российской Федерации Адамбаевым М.А. был представлен паспорт гражданина Кыргызской Республики №, выданный ДД.ММ.ГГГГ МВД, и справка отдела паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 13.01.2011 г. № 569 о том, что Адамбаев М.А. действительно с момента рождения проживал на территории Кыргызской Республики (в том числе на момент принятия декларации «О независимости Кыргызской Республики» на 15.12.1990 г. и на день вступления в силу Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызкой Республикой от 09.11.1997 г.), и был зарегистрирован по адресу: Кыргызская Республика, Жалал-Абадская область, Кара-Кулча, по сведениям адресно-справочного бюро по Жалал-Абадской области, значится выбывшим от ДД.ММ.ГГГГ на постоянное жительство в Российскую Федерацию. На основании принятого УФМС России по Саратовской области решения Адамбаеву М.А. ДД.ММ.ГГГГ был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии №. В соответствии указанием ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № № была проведена выборочная проверка материалов учетных дел лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, связи с чем ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Саратовской области был направлен запрос в отдел паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Кыргызской Республики (исх. №) для подтверждения выдачи справки о периоде проживания Адамбаева М.А. в Кыргызской Республике и его снятии с регистрационного учета. Соглано поступившего ответа от 26.07.2011 г., справка на Адамбаева М., 1981 года рождения, ТОПВ и РР Жалал-Абадской области не выдавалась, в книге регистрации исходящих материалов не значится (вх. №). Таким образом, Адамбаев М.А. использовал подложные документы и сообщил УФРС заведомо ложные сведения в целях приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Решение о приеме Адамбаева М.А. в гражданство Российской Федерации было принято на основании представленных подложных документов и недостоверных сведений. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает возможным установить факт использования Адамбаевым М.А.подложного документа: а именно справки отдела паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 13.01.2011 г. № 569 о периоде его регистрации и снятии с регистрационного учета в Кыргызской Республике, при приобретении гражданства Российской Федерации, поскольку установить данный факт в другом порядке не представляется возможным, а установление данного юридического факта имеет для заявителя юридическое значение и позволит отменить решение о приеме в гражданство Адамбаева М.А. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд Решил: Установить факт использования Адамбаевым Мухамбетом Абабакировичем, 21.06.1981 года рождения, подложного документа: справки отдела паспортно-визовой и регистрационной работы Жалал-Абадской области Департамента регистрации населения Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № о периоде его регистрации и снятии с регистрационного учета в Кыргызской Республике при приобретении гражданства Российской Федерации. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Е.О.Ефимова