Дело № 2 - 549\ 12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29.03.2012г. г. Саратов УСТАНОВИЛ: Рыжов В.А., Рыжова С.С. обратились в суд с иском к Комитету по управлению имуществом города Саратова, в котором просят суд признать отказ Комитета по управлению имуществом г.Саратова в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и включении семьи, состоящей из Рыжова Владимира Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Рыжовой Светланы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Рыжова Данилы Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Рыжовой Анны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным. Обязать Комитет по управлению имуществом г.Саратова включить Рыжова Владимира Александровича и членов его семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, претендующей на получение социальной выплаты в 2012 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Взыскать с Комитета по управлению имуществом г.Саратова в пользу Рыжова Владимира Александровича оплаченную государственную пошлину в сумме 400 руб. Заявленные требования обосновывают тем, что 07.12.2011г. председателем Комитета по управлению имуществом г.Саратова (далее по тексту - ответчик) их семья была проинформирована о том, что им отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Из письма председателя Комитета по управлению имуществом г.Саратова следует, что в обосновании своих доводов и оснований, ответчик, ссылаясь на положение подпункта «д» пункта 15.1 Правил о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретении (строительство) жилья и их использования (далее по тексту - Правила), указал, что представленный на экспертизу кредитный ипотечный договор № 8120, заключённый истцами в Открытом акционерном обществе Банк «Открытие» 21.03.2011г., заключён с нарушением пресекательного срока установленного Правилами, истекающего 31.12.2010г. Считают, что данное решение ответчика является незаконным и необоснованным, так как оно основано на неправильном толковании и применении подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, Правил к подпрограмме - приложения № 3, также не соответствует подлежащим применению нормам материального права, по следующим основаниям и обстоятельствам. Согласно уведомления Комитета по управлению имуществом г.Саратова от 25.06.2010г. № 14-14/5431, с 21.06.2010г. семья Рыжовых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Рассчитывая на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту, истцы 21.03.2011г. по договору купли-продажи приобрели трехкомнатную квартиру площадью 79,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> использованием кредитных средств. В указанный период времени истцами не реализовано право на получение в рамках Подпрограммы 2002 - 2010 г. социальных выплат на приобретение жилья. Взамен федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением № 3 к указанной Подпрограмме. 07.11.2011г. в адрес истцов ответчик направил письмо №14-10/14954, где указал, что семья Рыжовых включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году. Истцы представили новый пакет документов на экспертизу в Комитет по -управлению имуществом г.Саратова, на что им было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Полагают, что основания и обстоятельства принятия ответчиком их семьи в качестве участников Подпрограммы 2002 - 2010 года не изменились, и их семья по-прежнему нуждается в государственной социальной поддержке в получении субсидий на приобретение жилья, и мы намерены в дальнейшем участвовать в Подпрограмме 2011 - 2015 года, но им в этом произвольно отказано. В настоящее время истцы полностью выполняют условия заключенного ипотечного кредитного договора и соответственно они не могут предоставить в Комитет другие документы с другой датой. Считают, что ответчик пришел к неправильному выводу о том, что кредитный ипотечный договор № 8120, заключённый в Открытом акционерном обществе Банк «Открытие» 21.03.2011г., каким-либо образом влияет на правовое положение семьи истцов, участвовавшей в Подпрограмме 2002 - 2010 года, и желающей впредь сохранить это право, возникшее ранее, состоять в очереди, и войти в списки молодых семей - участников Подпрограммы 2011 - 2015 года, получить социальные выплаты в планируемом 2012 году. В связи с этим полагают, что их молодая семья желающая принять участие в Подпрограмме 2011 - 2015 года, получить социальные выплаты в планируемом 2012 г., не может быть ограничена ни при каких обстоятельствах в получении социальной выплаты на погашение взятого нами ипотечного кредита, путём введения Ответчиком произвольных дополнительных критериев на участие в Подпрограмме 2011 - 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575 в пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования введен подпункт «е», предусматривающий, что социальные выплаты используются, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г. В момент принятия ответчиком решения об отказе данный пункт «е»действовал. Считают, что указанный в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2011г. №575 срок «до 01 января 2011 года» не должен применяться к семье Рыжова В.А., поскольку в этой части данная норма ухудшает положение истцов. Полагают, что, принятое ответчиком решение об отказе семье Рыжовых в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также во включении ее в состав участников Подпрограммы 2011 - 2015 года необоснованно ограничивает права их семьи на жильё. В судебном заседании истцы Рыжов В.А., Рыжова С.С. исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представители ответчика по доверенности против удовлетворения исковых требований возражали, пояснив, что истцам правомерно отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, так как использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, полученным после 01.01.2011 г. программой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрено. Представители третьих лиц Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, возражений не представили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, заслушав адвоката суд приходит к следующему. 21.07.2010 г. семья Рыжовых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»,действовавшей в период до 31.12.2010г. в рамках действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», начало действия программы с 08.02.2011 г. Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы установлен порядок предоставления социальных выплат и механизм использования таких выплат, согласно которым социальные выплаты могут использоваться для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации. Право использовать социальную выплату на погашение основного долга и процентов по кредитным договорам и займам, в отличие от ранее действующей программы не предусмотрено. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575 в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы внесены изменения в приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и пункт 2 дополнен подпунктом «е», согласно которому предусмотрено право использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным до 01.01.2011 г. Начало действия пункта, с момента вступления в силу изменений 26.07.2011 г. В соответствии с пунктом 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства копию кредитного договора, заключенного до 31.12.2010 г. включительно. На основании п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575), в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Как установлено судом 07.12.2011г. председателем Комитета по управлению имуществом г.Саратова семья Рыжовой С.С. была проинформирована о том, что им отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома так как представленный на экспертизу кредитный ипотечный договор № 8120, заключённый истцами в Открытом акционерном обществе Банк «Открытие» 21.03.2011г., заключён с нарушением пресекательного срока установленного Правилами, истекающего 31.12.2010 г. Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии у семьи Рыжовой С.С. права на включение в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2011-2015 годы» по следующим основаниям. В рамках реализации приоритетного направления национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома принято Постановление Правительства Саратовской области № 600-П от 01.12.2010г., которым утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011 -2015 годы, вступившее в законную силу 01.12.2010г. и опубликованное в «Собрании законодательства Саратовской области» за № 35 от 04.12.2010 г. В рамках указанной программы заложена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на 2011-2015 годы по Саратовской области», действовавшей в редакции на момент заключения Рыжововой С.С. и Рыжовым В.А. кредитного договора, которая предусматривала право участника подпрограммы использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам. Положения указанной программы были разработаны, согласно положениям ранее действовавшей ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, и действовали до 14.04.2011 г. Кроме того, областная целевая программа на 2011-2015 годы предусматривает, что молодые семьи вправе одновременно с участием в подпрограмме в случаях установленных Законом Саратовской области №14-ЗСО от 05.03.2003г. «Об ипотечном жилищном кредитовании», получать социальные выплаты за счет средств областного бюджета для возмещения части расходов по оплате процентов ипотечного займа (кредита) на строительство (приобретение) жилых помещений. Судом установлено, что 21.03.2011 г. истцы по договору купли-продажи приобрели трехкомнатную квартиру площадью 79,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> использованием кредитных средств. В указанный период времени истцами не реализовано право на получение в рамках Подпрограммы 2002-2010 г. социальных выплат на приобретение жилья. Ответчик пришел к неправильному выводу о том, что кредитный ипотечный договор № 8120, заключённый в Открытом акционерном обществе Банк «Открытие» 21.03.2011г., каким-либо образом влияет на правовое положение семьи истцов участвовавшей в Подпрограмме 2002 - 2010 года, и желающей впредь сохранить это право, возникшее ранее, состоять в очереди, и войти в списки молодых семей - участников Подпрограммы 2011 - 2015 года, получить социальные выплаты в планируемом 2012 году. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. №575 в пункте 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования введен подпункт «е», предусматривающий, что социальные выплаты используются, в том числе для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011 г. В момент принятия ответчиком решения об отказе данный пункт «е»действовал. Указанный в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 срок «до 01 января 2011 года» не должен применяться к семье Рыжова В.А., поскольку в этой части данная норма ухудшает положение истцов. В статье 40 Конституции РФ с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966г., статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) закреплено право каждого на жилище. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 г. № 20 - П, Определение от 15.02. 2005г. № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий своим гражданам. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001г. по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Признать отказ Комитета по управлению имуществом г. Саратова в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения и включении семьи, состоящей из Рыжова Владимира Александровича, Рыжовой Светланы Сергеевны, Рыжова Данилы Владимировича, Рыжовой Анны Владимировны в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы незаконным. Обязать Комитет по управлению имуществом г. Саратова включить Рыжова Владимира Александровича, Рыжову Светлану Сергеевну, Рыжова Данилу Владимировича, Рыжову Анну Владимировну в число участников подпрограммы «Жилище» на 2011 - 2015 годы целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, претендующей на получение социальной выплаты в 2012 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: В.В. Дубовицкий