Дело № 2-813/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2012г. г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., с участием прокурора Дедова С.Б.,
при секретаре Тукашовой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Бабешкова Дмитрия Николаевича, Карпова Виктора Павловича, Данилова Виктора Владимировича, Чикалина Николая Игнатьевича, Баженова Александра Ивановича, Филякина Виктора Александровича к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии,
установил:
Прокурор Фрунзенского района г. Саратова в интересах Бабешкова Д.Н., Карпова В. П., Данилова В.В., Чикалина Н.И., Баженова А. И., Филякина В.А. обратился в суд с исками к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, в обоснование указали, что решениями Саратовского областного суда получали пенсию по выслуге лет, с учетом повышенного должностного оклада, по первой группе работ с химическим оружием, с применением коэффициента «2». Данное решение исполнялось ответчиком по декабрь 2011г. В феврале 2012г. при выплате пенсии выяснилось, что при начислении пенсии был применен повышающий коэффициент должностного оклада в размере «1,5», вместо установленного коэффициента «2». В связи с чем, просят обязать Военный комиссариат Саратовской области осуществить перерасчет пенсии и выплачивать с 01 января 2012 года пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент «2», взыскать недополученную сумму пенсии за период с 01 января 2012г. по 29 февраля 2012г.
В ходе судебного разбирательства представитель истцов - по доверенности Журавлев А.С. уточнил исковые требования и просил обязать ответчика осуществить с 01 марта 2012г. перерасчет получаемой истцами пенсии и выплачивать ее с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штатной должности) на коэффициент «2», взыскать с ответчика в пользу истцов недополученную сумму пенсии за период с 01 января 2012г. по 29 февраля 2012г.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель прокурора и представитель истцов по доверенности Журавлев А.С., поддержал исковые требования по основаниям изложенным в исках, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая по доверенности Нижникова Ю.В., иск не признала, дала объяснения аналогичные изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, пенсионные дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов.
В соответствии с пунктом «б» статьи 49 этого закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002г. № 116-ФЗ, от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001г. № 484-р.
Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».
В силу положений статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 6 июня 2002г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность.
Согласно пункту 3 данного постановления, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.
Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие, перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25.
Судом установлено, что истцы являются получателями пенсии по линии Министерства обороны РФ.
Решениями Саратовского областного суда за истцами признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ с применением коэффициента «2», поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
На момент вынесения решений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012г., гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».
В указанное выше Постановление Правительства РФ внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 постановлено в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)».
Таким образом, указанным Постановлением Правительства РФ № 60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012г. с «2» на «1,5».
Согласно пункту 6 названного Постановления Правительства РФ № 60 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцам путем уменьшения коэффициента на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5».
Доводы представителя истцов по доверенности Журавлева А.С. о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2», несостоятельны.
Согласно решениям Саратовского областного суда за истцами лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Указание в решениях Саратовского областного суда на применение коэффициента «2» к правоотношениям с участием истцов, было основано на положениях Постановления Правительства РФ № 187 от 29 марта 2002г., действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, которое не содержит указаний на то, что данный коэффициент «2» применяется при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит.
После оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных истцами требований, в связи, с чем они не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Бабешкова Дмитрия Николаевича, Карпова Виктора Павловича, Данилова Виктора Владимировича, Чикалина Николая Игнатьевича, Баженова Александра Ивановича, Филякина Виктора Александровича к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, с учетом повышения должностного оклада по воинской, штатной должности на коэффициент «2» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 17 апреля 2012 г.
Судья Е.В. Аршинова