о перерасчете размера пенсии и взыскании задолженности по невыплаченой пенсии



Дело № 2-803/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2012г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Мокиной Галины Ивановны, Скоблилова Александра Васильевича, Синицына Юрия Николаевича к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии,

установил:

Истцы Скоблилов А.В. и Синицын Ю.Н. обратились в суд с исками к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, в обоснование указали, что решениями Саратовского областного суда получали пенсию по выслуге лет, с учетом повышенного должностного оклада, Синицын Ю.Н.по первой группе работ с химическим оружием, с применением коэффициента «2», Скоблилов А.В. по второй группе с химическим оружием, с применением коэффициента «1,5». Данные решения исполнялись ответчиком по декабрь 2011г. В феврале 2012г. при выплате пенсии выяснилось, что при начислении пенсии был применен повышающий коэффициент должностного оклада Синицыну А.В. в размере «1,5», вместо установленного коэффициента «2»,а Скоблилову А.В. в размере «1,25», вместо установленного коэффициента «1,5». В связи с чем, просят обязать Военный комиссариат Саратовской области осуществить перерасчет пенсии и выплачивать с 01 января 2012 года пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада Синицыну Ю.Н. на коэффициент «2»,Скоблилову А.В. на коэффициент «1,5», взыскать недополученную сумму пенсии за период с 01 января 2012г. по 29 февраля 2012г.

Мокина Г.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ее муж Мокин И.П., умерший ДД.ММ.ГГГГ года являлся пенсионером МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ года, состоял на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Саратовской области и получал пенсию за выслугу лет с учетом повышенного коэффициента «2» на основании решения Саратовского областного суда от 26 июня 2008 года. Пенсия по случаю потери кормильца была назначена Мокиной Г. И. с 1 ноября 2010 года исходя из должностного оклада мужа с учетом повышения на коэффициент «2». Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08.11.2011г. признано право Мокиной Г.И. на получение пенсии по случаю потери кормильца исходя из денежного довольствия кормильца, с учетом повышенного должностного оклада с применением коэффициента «2». Данное решение исполнялось ответчиком по декабрь 2011г. В феврале 2012г. при выплате пенсии выяснилось, что при начислении пенсии был применен повышающий коэффициент должностного оклада в размере «1,5», вместо установленного коэффициента «2». В связи с чем, просят обязать Военный комиссариат Саратовской области осуществить перерасчет пенсии и выплачивать с 01 января 2012 года пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент «2», взыскать недополученную сумму пенсии за период с 01 января 2012г. по 29 февраля 2012г.

В ходе судебного разбирательства представитель истцов - по доверенности Журавлев А.С. уточнил исковые требования и просил обязать ответчика осуществить с 01 марта 2012г. перерасчет получаемой истцами пенсии и выплачивать ее с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штатной должности) Синицыну Ю.Н. и Мокиной Г.И. на коэффициент «2», Скоблилову А.В. на коэффициент «1,5», взыскать с ответчика в пользу истцов недополученную сумму пенсии за период с 01 января 2012г. по 29 февраля 2012г.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Журавлев А.С., поддержал исковые требования по основаниям изложенным в исках, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика, действующая по доверенности Нижникова Ю.В., иск не признала, дала объяснения аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, пенсионные дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии, в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 этого закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002г № 116-ФЗ, от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.

К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001г. № 484-р.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».В силу положений статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 6 июня 2002г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии», основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность.

Согласно пункту 3 данного постановления, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие, перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25.

Судом установлено, что истцы Скоблилов А.В., Синицын Ю.Н. являются получателями пенсии по линии Министерства обороны РФ. Мокина Г.И. получает пенсию по случаю потери кормильца.

Решениями Саратовского областного суда за Синицыным Ю.Н., а также за Мокиным И.П. (супруг Мокиной Г.И.) признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ с применением коэффициента «2», поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Решением Саратовского областного суда за Скоблиловым А.В. признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по второй группе работ с применением коэффициента «1,5», поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по второй группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

На момент вынесения решений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01 января 2012г., гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

В указанное выше Постановление Правительства РФ внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 60 постановлено в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)».

Таким образом, указанным Постановлением Правительства РФ №60 изменен коэффициент повышения окладов по воинской, штатной должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01 января 2012г. с «2» на «1,5», по второй группе работ с химическим оружием с 01 января 2012г. с «1,5» на «1,25».

Согласно пункту 6 названного Постановления Правительства РФ № 60 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о правомерности действий ответчика по перерасчету размера пенсии истцам путем уменьшения коэффициента на который повышается оклад по воинской, штатной должности для лиц, отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5», ко второй группе работ с химическим оружием с «1,5» до «1,25».

Доводы представителя истцов по доверенности Журавлева А.С. о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2» коэффициента « 1,5», несостоятельны.

Согласно решениям Саратовского областного суда за истцами Синицыным Ю.Н., Скоблиловым А.В., Мокиным И.П. лишь признано право на исчисление пенсии с учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ, а за Скоблиловым А.В. по второй группе работ, поскольку установлено, что они в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ, Скоблилов А.В. по второй группе работ, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 08 ноября 2011 г. признано право Мокиной Г.И. на получение пенсии по случаю потери кормильца исходя из денежного довольствия кормильца, с учетом повышенного должностного оклада с применением коэффициента «2».

Право Мокиной Г.И. на получении пенсии является производным от права Мокина И.П. на получение пенсии

Указание в решениях Саратовского областного суда, Фрунзенского районного суда г. Саратова на применение коэффициента «2» и коэффициента «1,5» к правоотношениям с участием истцов, было основано на положениях Постановления Правительства РФ № 187 от 29 марта 2002г., действовавшего на момент вынесения судебных постановлений, которое не содержит указаний на то, что данные коэффициент «2» и коэффициент «1,5» применяются при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит.

После оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных Мокиной Г.И., Синицыным Ю.Н., Скоблиловым А.В. требований, в связи, с чем они не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мокиной Галине Ивановне, Синицыну Юрию Николаевичу, Скоблилову Александру Васильевичу к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии, с учетом повышения должностного оклада по воинской, штатной должности на коэффициент «2», а Скоблилову А.В. на коэффициент «1,5»-отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 17 апреля 2012 г.

Судья                         Е.В. Аршинова