о перерасчете пенсии



Дело № 2 – 570\ 12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12.04.2012г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шуйской К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Денисова Николая Сергеевича к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии с учетом повышения должностного оклада,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Денисова Н.С. к Военному комиссариату Саратовской области (далее ВКСО Саратовской области) и просит суд обязать ответчика осуществить перерасчет по пенсии и выплачивать Денисову Н.С. с 01.01.2012г. пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального Закона № 136 – ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». В обоснование требований указывает, что решением Саратовского областного суда от 11.07.2008г. за истцом признано право на исчисление размера пенсии с учетом повышения должностного оклада в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». На момент вынесения решений коэффициенты были определены Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002г. № 187 « Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». При начислении пенсии Денисову Н.С. устанавливался коэффициент «2». С 01.01.2012 года ответчик изменил коэффициент с 2 на 1,5, что привело к необоснованному занижению размера пенсии. Полагает, что данные действия противоречат действующему законодательству.

При рассмотрении дела по существу прокурор исковые требования уточнил и просит суд обязать ответчика осуществить перерасчет по пенсии и выплачивать Денисову Н.С. с 01.01.2012г. пожизненно пенсию с учетом повышения должностного оклада на коэффициент 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального Закона № 136 – ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Взыскать с ответчика в пользу Денисова Н.С. недополученную сумму пенсии за период с 01.01.2012г. по 29.02.2012г. в размере 12852 руб.

В судебном заседании представитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова просит суд исковые требования удовлетворить. Представитель Денисова Н.С. по доверенности просит суд иск удовлетворить и обязать ответчика с 01.03.2012г. осуществить перерасчет получаемой Денисовым Н.С. пенсии и выплачивать её с учетом повышения должностного оклада (оклада по воинской, штатной должности) на коэффициент 2. Взыскать с ответчика в пользу Денисова Н.С. недополученную сумму за период с 01.01.2012г. по 29.02.2012г. в размере 12852 руб.

Денисов Н.С. в суд не явился представил заявление в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ВКСО по Саратовской области считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему. В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 этого закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998г. денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее – оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее – оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих (далее – оклад денежного содержания), месячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).

Исходя из требований указанных нормативных правовых актов, при исчислении пенсии военным пенсионерам следует учитывать размер денежного довольствия, включающий в себя перечисленные выше выплаты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» (в редакции Федеральных законов от 25.07.2002г. № 116-ФЗ, от 22. 08.2004г. № 122-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся: 1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; 2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; 3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; 4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: 1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; 2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения; 3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; 4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; 6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; 7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 484-р. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

В силу положений статьи 1 Федерального закона № 136-ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан занятых на работах с химическим оружием» установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25 от 06.06.2002г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии» (в редакции на момент его принятия) основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда и дата вступления в должность.

Согласно пункту 3 данного постановления гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Этим же постановлением утвержден список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что право на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием, и как следствие, перерасчет ранее назначенной пенсии, наступает при установлении факта выполнения военнослужащим работ по первой либо второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утвержденному Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Право на перерасчет пенсии возникает с момента включения войсковой части и должности, в которой военный пенсионер до увольнения проходил службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на котором дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 386-25.

Судом установлено, что истец является бывшими военнослужащим, получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ.

Решением Саратовского областного суда от 11.07.2008 г., за Денисовым Н.С. признано право на исчисление с пенсии учетом размера повышения должностного оклада на коэффициент «2» в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07.11.2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

На момент вынесения решений действовало постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г., гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со Списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно Приложению.

В Приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет «2», по второй группе работ «1,5».

В указанное выше Постановление Правительства РФ внесены изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР».

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01. 2012 г. № 60 постановлено в Приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» абзацы первый - третий изложить в следующей редакции: «Размеры (коэффициенты) повышения тарифных ставок, должностных окладов, окладов по воинским (штатным) должностям: первая группа работ - 2 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,5 (оклады по воинской (штатной) должности); вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности)».

Таким образом, указанным постановлением Правительства РФ изменен коэффициент повышения окладов по воинской должности, по первой группе работ с химическим оружием с 01.01.2012г. он составляет «1,5».

Согласно пункту 6 названного Постановления Правительства РФ № 60 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 г.

Изложенное позволяет согласиться с правомерностью действий ответчика, связанных с перерасчетом размера пенсии истцов путем уменьшения коэффициента на который повышается оклада по воинской должности для лиц отнесенных к первой группе работ с химическим оружием с «2» до «1,5».

Суд по следующим основаниям не принимает во внимание доводы представителя истцов о том, что данные действия ответчика свидетельствуют о неисполнении решений Саратовского областного суда, которыми установлено право истцов на повышение должностного оклада с применением коэффициента «2».

Как следует из решения Саратовского областного суда за Денисовым Н.С. признано право на исчисление с пенсии учетом надбавки к должностному окладу за работу с химическим оружием по первой группе работ поскольку установлено, что он в период службы выполняли работы с химическим оружием по первой группе работ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.11. 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Имеющаяся в решениях, в резолютивной части, ссылка на применение коэффициента «2» основана на положениях Постановления Правительства РФ № 187 от 29.03.2002г. в редакции, действующей на момент вынесения решения суда, который не содержит указаний на то, что данный коэффициент «2» применяется при исчислении пенсии истцов пожизненно и изменению не подлежит.

Таким образом, суд не усматривает нарушений положений статей 13 и 61 ГПК РФ, поскольку исполнение вышеназванный судебных решений базировалось и базируется на действующем законодательстве.

Нарушений материальных прав истца также не наступило, поскольку размер пенсии увеличился с 17348 руб. 31 коп. до 21090 руб. 36 коп.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах Денисова Николая Сергеевича к Военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии с учетом повышения должностного оклада - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий