Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О., с участием прокурора ФИО5, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
<адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах ФИО1, указывая, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, распоряжением администрации МО «<адрес>» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> признан аварийным. Согласно информации, представленной администрацией <адрес> МО «<адрес>», жилое помещение, в котором проживает ФИО1, состоит из двух комнат, общей площадью 36,0 кв.м. В квартире зарегистрированы и проживают 4 человека: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным, с учетом уточнений, прокурор просил суд обязать комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» и администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 37,0 кв.м., состоящее из двух комнат, с учетом состава семьи из четырех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В судебном заседании представитель прокурора уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить. Дал объяснения, аналогичные изложенным в иске.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав письменные возражения, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку законодатель не предусмотрел сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны провести отселение граждан из аварийного дома. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и отнесении их к категории малоимущих.
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» (далее комитет), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просит отказать в удовлетворении иска, поддерживает доводы администрации муниципального образования «<адрес>», изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица администрации <адрес> МО «<адрес>», третьи лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО1 с мужем ФИО2 и сыновьями ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и проживают в двухкомнатной <адрес>, жилой площадью 37,0 кв.м. (л.д. 74)
Согласно экспликации и поэтажному плану МУП ГБТИ (л.д. 38-41) <адрес> состоит из двух комнат общей площадью 15,6 кв.м., 12,7 кв.м.
Актом межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47), утвержденным распоряжением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 12-15), граждане, проживающие в помещении, подлежат отселению (л.д. 9-10).
По сообщению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведений о правах на имеющиеся или имевшиеся у ФИО9 объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 59-62).
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду.
Согласно ч.4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом другими федеральными законами.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд, провозглашенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получении поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достоянный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим правом каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Согласно Постановлению Конституционного Суда 38 - П от ДД.ММ.ГГГГ, а также в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ, признающим право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом установлено, поскольку не оспаривается сторонами и подтверждается представленными суду документами, что дом, в котором находится занимаемое ФИО1 жилое помещение, признано аварийным, жильцы дома подлежащими отселению.
Факт признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет автоматическое признание жилых помещений в нем непригодными для постоянного проживания. Пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для постоянного проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. То есть признание дома аварийным по указанным основаниям имеет следствием признание расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания в силу приведенной выше нормы.
Таким образом, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу по соответствующим основаниям, для применения последствий ст. 57 ЖК РФ не требуется оформление признания непригодными для проживания в отношении конкретных жилых помещений в таком доме.
Правила ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Срок предоставления жилого помещения «внеочередникам» законодателем не установлен, учитывая, что содержание словосочетания «внеочередное предоставление жилого помещение» и случае при наступлении которых жилье предоставляется (аварийное жилье) говорят о том, что оно предоставляется немедленно.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18
утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".
Органам местного самоуправления рекомендовано при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (пункт 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (пункт 17). На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 29).
К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и терра<адрес> словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой менее ранее занимаемого.
В силу статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Закрепленный в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняет, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения площадью, не менее ранее занимаемого, в соответствии со ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания дома, в котором расположена квартира, находящаяся в пользовании ФИО1, непригодным для постоянного проживания, она до настоящего времени не обеспечена жильем.
Таким образом, на администрацию муниципального образования «<адрес>» должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО1 по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> жилой площадью не менее 37,0 кв.м., состоящего из 2-х комнат на состав семьи из четырех человек: неё, мужа ФИО2, сыновей ФИО4, ФИО3
В соответствии с названными выше Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 правом предоставления жилого помещения по договору социального найма наделен орган муниципального образования.
Пунктом 6 части 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом <адрес>, утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № комитет по управлению имуществом <адрес> является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "<адрес>", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы. Комитет осуществляет управление муниципальным имуществом в части и в порядке, установленных решениями Саратовской городской Думы, организацию и координацию эффективного в интересах муниципального образования управления и распоряжения органами местного самоуправления муниципальным имуществом.
Названное положение не наделяет комитет по управлению имуществом и не может его наделять в силу закона полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений. В связи с чем в удовлетворении требований прокурора к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении на него обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение надлежит отказать, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1, с учетом состава семьи из четырех человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 37,0 кв.м., состоящее из 2-х комнат.
В удовлетворении требований прокурора <адрес> к комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.О. Ефимова