дело рассмотрено по существу с вынесением решения об удовлетворении исковых требований



Дело №2-725/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.04. 2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимовой Е.О.., при секретаре Кругловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усанова Бориса Михайловича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,

установил:

Усанов Б.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - УПФ РФ) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения в отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж дающей права на досрочное назначение пенсии и назначение досрочной трудовой пенсии

В обоснование заявленных требований ( с учетом принятых судом в ходе рассмотрения дела уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований) указывает, что решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №773 от 05.12. 2011 года ему было отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, так как в стаж лечебной деятельности (протокол № 3299 от 05.12. 2011 года) не были включены: период службы в Вооруженных Силах СССР с 11.08.1984 года по 10.04.1990 года ( в том числе: с 11.08.1984 г. по 26.11.1986 г., с 11.04.1989 г. по 07.06.1989 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 07.06.1989 г. по 10.04.1990 г. – в должности начальника медицинского пункта-начальника лазарета); периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1999 г. по 24.04.1999 г.; с 15.03.2004 г. по 24.04.2004 г.; с 16.03.2009 г. по 25.04.2009 г.

Усанов Б.М. считает, что решение пенсионного фонда является необоснованным, поскольку согласно п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В пункте 3 указанного Положения от 17 декабря 1959 года №1397 предусмотрено, что в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.

Пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397 предусмотрено, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил засчитывается в стаж работы по специальности независимо от стажа, требуемого для назначения пенсии.

Аналогичные положения содержатся в абз. 4 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах.

Согласно приказу Минобороны Российской Федерации от 28 октября 1993 года № 096, главе 2 ч. 1 (ст.ст. 6,1 2), Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1989 года № 64, а также Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений), утвержденному 18 февраля 1993 года министром здравоохранения Российской Федерации, начальником медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации, медицинские пункты, части, отделения, взводы, роты, батальоны всех наименований включены в классификацию воинских формирований медицинской службы Вооруженных Сил. При этом все они являются самостоятельными структурными подразделениями и имеют в своем составе амбулаторию и лазарет. Согласно п. «а» ч. 1 Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) к лечебно-профилактическим учреждениям (подразделениям) со стационарами относятся отдельные медицинские батальоны и роты. Отдельные медицинские батальоны являются воинской частью медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения (ст. 804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической помощи и стационарного лечения больных (п. 3 ст. 805).

Согласно Уставу Внутренней службы начальник медслужбы отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка. Лично проводит амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта полка (роты). Оказывает медпомощь военнослужащим и т.д. Таким образом, деятельность начальника медслужбы непосредственно связана с лечебным процессом, а следовательно, не противоречит закону о трудовых пенсиях.

С учетом вышеизложенного истец полагает, что период его службы в Вооруженных Силах СССР должен быть зачтен при расчете льготной пенсии.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации Усанов Б.М. считает также подлежат включению в стаж лечебной деятельности, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось постоянное место работы, уплачивались взносы в пенсионный фонд. Повышение квалификации на соответствующих курсах – необходимое условие для осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Усанов Б.М., с учетом поданных в ходе рассмотрения дела уточнений, просил признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 05.12.2011 года № 773 в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периодов его службы в Вооруженных Силах СССР: с 11.08.1984 г. по 10.04.1990 г. ( в том числе: с 11.08.1984 г. по 26.11.1986 г.; с 11.04.1989 г. по 07.06.1989 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 07.06.1989 г. по 10.04.1990 г. – в должности начальника медицинского пункта-начальника лазарета); периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 24.03.1999 г. по 24.04.1999 г.; с 15.03.2004 г. по 24.04.2004 г.; с 16.03.2009 г. по 25.04.2009 г.; обязать ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии – с 25.11.2011 г., с учетом включения указанных спорных периодов в стаж лечебной деятельности; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 руб. 00 коп.

В судебном заседании Усанов Б.М., его представитель Волкова Л.П., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - ПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Рослова О.В., действующая на основании доверенности, просила в иске Усанову Б.М. отказать, указывая, что истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №773 от 05.12. 2011 г. Усанову Б.М. было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности лечебной деятельности.

Включение спорных периодов службы истца в Вооруженных Силах СССР, а также периодов его нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, не предусмотрено Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.

Документов, свидетельствующих о выполнении функций врача за периоды службы в должности начальника медицинского пункта, медицинской службы, начальника медицинского пункта-начальника медицинского лазарета для назначения пенсии Усановым Б.М.. не представлено. Исходя из характеристик по должности, начальник медицинской службы выполняет организационно-распорядительные функции, тогда как для включения в стаж лечебной деятельности необходимо, чтобы врачебная деятельность осуществлялась на постоянной основе в рамках возложенных на работника обязанностей. По указанным основаниям просит в удовлетворении иска отказать. Расходы по оплате услуг представителя в заявленном истцом размере полагает завышенными.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом из материалов дела и пояснений сторон установлено, что Усанов Б.М. обратился 25.11. 2011 года в ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением от 05.12. 2011 года №773 ГУ-УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова Усанову Б.М. было отказано в назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 05.12. 2011 года №3299, в стаж истца, дающего право на получение пенсии, не был включен периоды службы в Вооруженных силах СССР с 11.08.1984 г. по 10.04.1990 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 24.03.1999 г. по 24.04.1999 г.; с 15.03.2004 г. по 24.04.2004 г.; с 16.03.2009 г. по 25.04.2009 г.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Статьей 7 названного Закона установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено судом, Усанов Б.М. в период с 11.08.1984 г. по 10.04.1990 г. проходил службу в Вооруженных Силах СССР: с 11.08.1984 г. по 26.11.1986 г. – в должности начальника медицинского пункта 83 отдельной роты аэродромно-технического обеспечения; с 26.11.1986 г. по 11.04.1989 г. – в должности начальника медицинской службы- начальник пункта 241 отдельной вертолетной эскадрильи; с 11.04.1989 г. по 07.06.1989 г. – в должности начальника медицинского пункта 987 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения; с 07.06.1989 г. по 07.05.1990 г. – в должности начальника медицинского пункта-начальника медицинского лазарета

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г», «ж» пункта 1 которого предусматривалось, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Согласно п. 4 указанного Положения, служба в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает работникам здравоохранения право на льготную пенсию.

Аналогичные положения содержатся в абз. 4 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах.

Период службы Усанова Б.М. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.

В период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР Усанов Б.М. работал по специальности военного врача и занимал должности начальника медицинского пункта – начальника лазарета начальника медицинской службы.

Согласно приказу Минобороны Российской Федерации от 28 октября 1993 года № 096, главе 2 ч. 1 (ст.ст. 6,1 2), Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил СССР от 31 мая 1989 года № 64, а также Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений), утвержденному 18 февраля 1993 года министром здравоохранения Российской Федерации, начальником медицинской службы Вооруженных сил Российской Федерации, медицинские пункты, части, отделения, взводы, роты, батальоны всех наименований включены в классификацию воинских формирований медицинской службы Вооруженных Сил. При этом все они являются самостоятельными структурными подразделениями и имеют в своем составе амбулаторию и лазарет. Согласно п. «а» ч. 1 Перечня военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) к лечебно-профилактическим учреждениям (подразделениям) со стационарами относятся отдельные медицинские батальоны и роты. Отдельные медицинские батальоны являются воинской частью медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения (ст. 804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической помощи и стационарного лечения больных (п. 3 ст. 805).

Согласно Уставу Внутренней службы начальник медслужбы отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, лично проводит амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта полка (роты), оказывает медпомощь военнослужащим. Таким образом, деятельность начальника медслужбы непосредственно связана с лечебной деятельностью.

Из материалов дела усматривается, что Усановым Б.М.. выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

При таких обстоятельствах суд приходит выводу о включении Усанову Б.М. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов службы в Вооруженных Силах СССР с 11.08.1984 г. по 10.04.1990 г. ( в том числе: с 11.08.1984 г. по 26.11.1986 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 26.11.1986 г. по 11.04.1989 г. – в должности начальника медицинской службы; с 11.04.1989 г. по 07.06.1989 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 07.06.1989 г. по 07.05.1990 г. – в должности начальника медицинского пункта-начальника медицинского лазарета.

Так же суд считает необоснованным вывод пенсионного фонда о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в командировках в льготный стаж работы.

Ранее действовавший КЗоТ РСФСР (ст. 112), как и действующее трудовое законодательство РФ (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации) предусматривают сохранение места работы и заработной платы с отчислением страховых взносов в случае направления работника на курсы повышения квалификации и командировки.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Так, судом установлено, что в период медицинской деятельности Усанов Б.М. находился на курсах повышения квалификации в периоды: с 24.03.1999 г. по 23.04.1999 г.; с 15.03.2004 г. по 24.04.2004 г.; с 16.03.2009 г. по 25.04.2009 г., что подтверждается соответствующими приказами работодателя.

Таким образом, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, соответственно, обучение для него являлось обязательным. В периоды прохождения истцом обучения на курсах повышения квалификации за ним сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Обучение истец проходил по специальности (профессии) и по занимаемой должности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

Кроме того, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 78, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, суд находит, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в календарном исчислении в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Усанов Б.М. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 25.11. 2011 года.

С учетом включения спорных периодов, стаж Усанова Б.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, на день его обращения в пенсионный орган, составлял более 30 лет.

Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Усанова Б.М. о назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения в пенсионный орган подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая сложность категории данного дела, объем выполненной представителем работы ( на стадии досудебной подготовки, в судебных заседаниях) суд находит возможным удовлетворить требование о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя в разумных пределах – в размере 5000 руб. 00 коп. ( из заявленных 10000 руб. 00 коп.).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 3299 от 05.12.2011 г., решение комиссии по пенсионным вопросам Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова от 05.12 2011 года №773 об отказе Усанову Борису Михайловичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж работы Усанова Бориса Михайловича, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды службы в Вооруженных Силах СССР: с 11.08.1984 г. по 26.11.1986 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 26.11.1986 г. по 11.04.1989 г. – в должности начальника медицинской службы; с 11.04.1989 г. по 07.06.1989 г. – в должности начальника медицинского пункта; с 07.06.1989 г. по 07.05.1990 г. – в должности начальника медицинского пункта-начальника медицинского лазарета; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1999 г. по 24.04.1999 г.; с 16.03.2004 г. по 24.04.2004 г.; с 16.03.2009 г. по 25.04.2009 г., и назначить Усанову Борису Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости даты первичного обращения – с 25.11.2011 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Усанова Бориса Михайловича расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб. 00 коп. В остальной части иска – в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Е.О.Ефимова