признание решения комиссии УФМС незаконным



Дело №2-443/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд года Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием заявителя Маховой Л.Н., ее представителя – адвоката Аксеновой А.А, представителей Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области - Орловой К.Р., Яковлюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маховой Людмилы Николаевны в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство, признания права на получения единовременного пособие на обустройство и его выплату,

установил:

Махова Л.Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, а также Махов Г.А. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее – УФМС России) по Саратовской области, в котором просила признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС России по Саратовской области от 28 октября 2011 года незаконным, признать за Маховой Л.Н. и членами ее семьи: дочерью ФИО2 и сыновьями ФИО3 и Маховым Г.А., право на пособие в размере 85000 руб., обязав УФМС России по Саратовской области произвести указанные выплаты.

В обосновании требований указывают, что в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и план мероприятий по реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (с изменениями внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60) право на оформление участников Госпрограммы возложены на территориальные органы миграционной службы субъектов Российской Федерации, в Саратовской области на УФМС России по Саратовской области.

Стать участником Государственной программы могут только иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации на законном основании, то есть имеющие: разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации; вид на жительство на территории Российской Федерации.

Лицам, изъявившим желание стать участником Государственной программы, необходимо заполнить анкету участника и направить в органы для рассмотрения.

Маховой Л.Н. в УФМС России по Саратовской области была направлена анкета об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

02 декабря 2010 года Маховой Л.Н. было получено уведомление о том, что исполнительным органом власти Саратовской области принято решение о приеме ее в качестве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для чего Маховой Л.Н. необходимо было обратиться с заявлением о выдаче свидетельства участника в УФМС России по Саратовской области до 16 декабря 2010 года.

06 декабря 2010 года Маховой Л.Н. в УФМС России по Саратовской области было подано заявление о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

25 января 2011 года УФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием членов ее семьи: сына Махова Г.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 7 от 15 января 2007 года «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» участнику Государственной программы и членам его семьи оказываются материальные льготы на получение единовременного пособия на обустройство (подъемные) в размере: 40000 руб. участнику Государственной программы и по 15000 руб. на каждого члена семьи.

Сумма компенсационных выплат с учетом членов семьи составляет 85000 руб., решение о выплате которых в соответствии с п. 4 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 7 от 15 января 2007 года принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника программы в течение 15-ти дней с даты подачи им заявления.

Своевременно вышеуказанное решение УФМС России по Саратовской области принято не было.

05 ноября 2011 года Маховой Л.Н. была получена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС России по Саратовской области, согласно которой Маховой Л.Н. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано.

С принятым комиссией решением по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС России по Саратовской области истцы не согласны, считая его противоречащему действующему законодательству.

В судебное заседание Махова Л.Н. и ее представитель адвокат Аксенова А., (ордер от ДД.ММ.ГГГГ) иск поддержали по изложенным в нем обстоятельствам.

Махов Г.А. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил иск удовлетворить в полном объеме и рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители ответчика УФМС России по Саратовской области Орлова К.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), Яковлюк И.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признали, указывая на то, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года №60 были внесены изменения в указанную Государственную программу, в соответствии с которыми право на участие в Государственной программе получили соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации.

Махова Л.Н., являясь лицом без гражданства, прибыла на территорию Российской Федерации на постоянное жительство из республики Казахстан в январе 1996 года.

12 октября 2009 года Махова Л.Н. получила разрешение на временное проживание лица без гражданства на территории Российской Федерации.

В связи с внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года №60 изменениями в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, у Маховой Л.Н. появилось право стать участником данной Государственной программы.

25 января 2011 года УФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предоставляет ее участникам определенные государственные льготы и гарантии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации №7 от 15 января 2007 года, Постановлением Правительства Российской Федерации №715 от 25 сентября 2008 года, Постановлением Правительства №150 от 10 марта 2007 года.

При этом, право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе: на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания; на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации; на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство (подъемных), в соответствии с действующим законодательством предусмотрено только для участников Государственной программы и членов их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Таким образом из текста Государственной программы и вышеназванных нормативно-правовых актов следует, что соответствующие выплаты предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть реально пересекающих границу Российской Федерации.

При этом, отдельно по транспортным расходам в Государственной программе (раздел IV «Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию») уточнено, что Российская Федерация возмещает затраты, которые несут участники государственной программы и члены их семей на переезд и провоз личного имущества от места проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

Вышеназванные положения позволяют сдать вывод о том, что для получения соответствующих денежных выплат необходимо соблюсти следующие условия - быть участником государственной программы и находится в процессе реального переселения с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.

До настоящего времени, каких либо изменений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 в нормативно-правовые акты, предусматривающие выплаты участникам Государственной программы не вносились. Выплата пособия на обустройство категории участников Государственной программы, которые постоянно или временно проживают на законном основании на территории Российской Федерации, законодателем не предусмотрены.

Поскольку Махова Л.Н. относится к категории участников государственной программы, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, в названной выплате ей было отказано.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области, Сектор по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеки и попечительству администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены, имеются заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, 26 января 2010 года Министерством занятости, труда и миграции Саратовской области принято решение о целесообразности участия Маховой Л.Н. в Государственной программе по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом и согласовании возможности добровольного переселения на территорию вселения г. Саратов Маховой Л.Н. с членами семьи: сыном Маховым Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 79-80).

25 января 2011 года Управлением ФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом серии , в которое были внесены сведения о членах ее семьи в количестве трех человек: Махов Г.А., ФИО2 и ФИО3 (л.д. 9-11).

03 марта 2011 года Махова Л.Н. обратилась в Управление ФМС России по Саратовской области с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство.

Решением Управления ФМС России по Саратовской области, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей от ДД.ММ.ГГГГ Маховой Л.Н. в выплате единовременного пособия на обустройство было отказано.

Основанием отказа истцу в выплате единовременного пособия на обустройство послужило то, что Махова Л.Н. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, когда как согласно указанной Государственной программой правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Из материалов дела следует, что Махова Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> <адрес>, на момент ее регистрации в качестве участников Государственной программы и выдачи ей свидетельства участника Государственной программы, имела временное разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации, выданное 15 октября 2009 года сроком до 12 октября 2012 года, и была зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>. (разрешение на временное проживание -р от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 62, 77).

Вместе с Маховой Л.Н. по указанному адресу также были зарегистрированы члены ее семьи: сын Махов Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также имеющие разрешения на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации (разрешение на временное проживание -р от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 17-19, 48-49, 52-53, 63-65).

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 января 2006 года был установлен факт постоянного, не менее одного года, проживания Маховой Л.Н., на территории Российской Федерации по состоянию на 22 мая 2022 года (л.л.163-164).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ).

Согласно статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 5).

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5).

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе право осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию (пункт 4 статьи 5).

Согласно статьи 13.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года №637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа).

Как следует из раздела I Государственной программы она направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Государственной программой дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации.

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников являются:

финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества;

приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

адресность социально-экономической поддержки и обусловленность ее предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками территорий, предлагаемых для переселения;

взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

Целями Государственной программы является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (раздел II. Государственной программы).

Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы (далее - компенсационный пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения.

Субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.

Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных в установленном порядке.Устанавливаются три категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки.

К территориям вселения категории «А» относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме.

К территориям вселения категории «Б» относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. Субъекты Российской Федерации, где находятся данные территории, характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

К территориям вселения категории «В» относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и «подъемных».

Участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.

По прибытии в субъект Российской Федерации, определенный участником Государственной программы в качестве своего постоянного места жительства, он и члены его семьи получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 22 июня 2010 года №238-П была утверждена программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Проект программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом был согласован Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2010 года №326-р, пунктом 2 которого было определено, что территории вселения в рамках реализации проектов переселения «Озинки», «Саратов» и «Маркс», включенные в программу, указанную в пункте 1 настоящего распоряжения, относятся к территориям вселения следующих категорий, установленных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»:

проект переселения «Озинки» - к категории «А»;

проекты переселения «Саратов» и «Маркс» - к категории «Б».

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года №7 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил, пособие выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселяющимся на территории вселения категории «А» и «Б».

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил для получения пособия участник Государственной программы представляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате пособия (на русском языке) по форме, устанавливаемой Федеральной миграционной службой, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, и свидетельства участника Государственной программы.

Заявление представляется участником Государственной программы лично.

Датой подачи заявления считается день предъявления документов, необходимых для решения вопроса о назначении пособия.

Порядок регистрации заявлений определяется Федеральной миграционной службой.

Решение о выплате пособия принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы в течение 15 дней с даты подачи им заявления (пункт 4 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство).

Пунктом 2 Инструкции по организации работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, утвержденной Приказом Федеральной миграционной службой Российской Федерации от 04 июля 2007 года №145, (далее – Инструкция) предусмотрено, что единовременное пособие на обустройство выплачивается участникам Госпрограммы и членам их семей, переселяющимся на территории вселения категории «А» и «Б» в размере:

в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории «А», кроме районов Дальнего Востока и Забайкалья, - 60 000 рублей участнику Госпрограммы и по 20 000 рублей членам его семьи;

в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории «А» в районы Дальнего Востока и Забайкалья, - 120 000 рублей участнику Госпрограммы и по 40 000 рублей членам его семьи;

в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории «Б», - 40 000 рублей участнику Госпрограммы и по 15 000 рублей членам его семьи.

Согласно пункту 4 Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной форме согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции.

Заявление предоставляется участником Госпрограммы лично.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции решение о выдаче единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода в размере, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 7 и № 8, принимается комиссией, созданной приказом начальника (руководителя) территориального органа ФМС России в срок, не превышающий 15 дней с подачи заявления, оформляется протоколом и утверждается начальником (руководителем) территориального органа ФМС России или его заместителем и заносятся в журнал регистрации учета заявлений (соответственно в журнал регистрации учета заявлений на выплату единовременного пособия на обустройство и в журнал регистрации учета заявлений на выплату ежемесячного пособия при отсутствии дохода).

Уведомление о принятом решении должно быть направлено заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Отказывая Маховой Л.Н. в выплате ей и членам ее семьи единовременного пособия на обустройство, УФМС России по Саратовской области сослалось на Указ Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года № 60, согласно которому Махова Л.Н. относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации, когда как согласно абз. 3 раздела IV Государственной программы получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при этом изменений в указанные положения Государственной программы в отношении о возможности выплаты единовременного пособия на обустройство соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации не вносились.

Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года №60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637» абзацы девятый и десятый Государственной программы изложен в следующей редакции:

«Функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.»

До внесения указанных изменений Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года №60 абзацы девятый и десятый Государственной программы имел следующее содержание:

Учет желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленное разъяснение содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействие соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовка их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведение иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами ФМС России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в других государствах.

До формирования сети представительств ФМС России за рубежом осуществление указанных функций возлагается на временные группы, создаваемые из специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также на работников консульских учреждений Российской Федерации.

Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года №60 были определены органы, которые осуществляют функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий, в зависимости от места нахождения соотечественника – соотечественников, находящимися за пределами территории Российской Федерации и соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации.

Поскольку соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации не имели возможности обратиться в представительства ФМС России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в других государствах, что предполагала их выезд с территории Российской Федерации.

Как следует из Государственной программы, ее целями является стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, что согласуется с целями государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, указанными в Федеральном законе от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», которые заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Анализ приведенного законодательства, в том числе положения абз. 3 раздела IV Государственной программы свидетельствует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных») имеет участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи которые решили на добровольном на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации.

При этом доводы представителей УФМС России по Саратовской области о том, что указанная выплата зависит от того, находится ли соотечественник в процессе переселения или уже находится на законном основании на территории Российской Федерации, суд считает не обоснованными, поскольку сам факт нахождения соотечественника на территории Российской Федерации не означает окончательный выбор им Российской Федерации как места его постоянного жительства и его переселение в Российскую Федерацию в том смысле как это изложено в Государственной программе.

Как следует из материалов дела, Махова Л.Н. и члены ее семьи: сын Махов Г.А., дочь ФИО2, сын ФИО3, находились на территории Российской Федерации, имея разрешение на временное проживание лица без гражданства в Российской Федерации (разрешение на временное проживание -р от ДД.ММ.ГГГГ), сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Махова Л.Н., подавая заявление об участии в Государственной программе и выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, реализовала свое право на добровольное переселение в Российскую Федерацию совместно с членами ее семьи.

25 января 2011 года Управлением ФМС России по Саратовской области Маховой Л.Н. было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольного переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом установленного образца, после чего Махова Л.Н. и члены ее семьи были приняты в гражданство Российской Федерации.

Согласно статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и других обстоятельств (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Как предписано статьей 13 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В статье 15 Федерального закона от 24 мая 1999 года №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» указано, что Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на равенство перед законом.

Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

По смыслу приведенных норм, право соотечественника, как участника Государственной программы, и членов его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на получение государственных гарантий и социальной поддержки, не может быть поставлено в зависимости от места их нахождения – на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Выбрав определенный вариант переселения и осуществив необходимые процедуры, соотечественник приобретает статус участника Государственной программы, что закрепляет его права и обязательства, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства субъектов Российской Федерации, в частности по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки, соответствующих избранной категории территории вселения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Махова Л.Н. и члены ее семьи: Махов Г.А., ФИО2 и ФИО3 имеют право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»), предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с чем решение решения комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, УФМС России по Саратовской области, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ ) об отказе Маховой Л.Н. выплате единовременного пособия на обустройство является не законным.

Поскольку согласно Правилам выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 7, пособие участнику Государственной программы и членам его семьи выплачивается по личному заявлению участника Государственной программы, подаваемого в Федеральный миграционной службы по месту регистрации, и такого заявления членов семьи участника Государственной программы не требуется, суд считает возможным возложить обязанность на УФМС России по Саратовской области произвести выплату Маховой Л.Н. и членам ее семьи: ФИО2, ФИО3, Махову Г.А. единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. участнику Госпрограммы и по 15000 руб. членам его семьи.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям, в связи с чем с УФМС России по Саратовской области в пользу Маховой Л.Н. подлежат взысканию произведенные ею расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) об отказе Маховой Людмиле Николаевне выплате единовременного пособия на обустройство.

Признать право за Маховой Людмилой Николаевной и членами ее семьи ФИО2, ФИО3, Маховым Григорием Андреевичем право на получение единовременного пособия на обустройство

Обязать Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области произвести выдачу Маховой Людмилой Николаевной и членами ее семьи ФИО2, ФИО3, Махову Григорию Андреевичу единовременного пособия на обустройство в размере 40000 руб. участнику Госпрограммы и по 15000 руб. членам его семьи.

Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области в пользу Маховой Людмилы Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 марта 2012 года

Судья

А.А. Богомолов