по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова к Товариществам собственников жилья №№1,2,3,4,5,6 Фрунзенского района г. Саратова и Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова, третьи лица Администрация Фрунзенского район



Дело № 2-728/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2012г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дюжакова И.О.,

при секретаре Суркове Д.В.,

с участием старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Масаловой Ю.В., представителей Товариществ собственников жилья №№1,2,3,4,5,6 Фрунзенского района г. Саратова и Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова по доверенности Лешенко А.А., Гасоян Э.В., представителей Администрации Фрунзенского района Администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Костырина Ю.И., Красавиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по иску прокурора Фрунзенского района г. Саратова к Товариществам собственников жилья №№1,2,3,4,5,6 Фрунзенского района г. Саратова и Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова, третьи лица Администрация Фрунзенского района АМО «Город Саратов», Администрация МО «Город Саратов», о признании незаконными решений общих собраний товариществ собственников жилья, порядка перечисления денежных средств за жилищно-коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

01 марта 2012 года прокурор Фрунзенского района г. Саратова (далее прокурор района) обратился в суд с шестью исками к Товариществам собственников жилья №№1,2,3,4,5,6 Фрунзенского района г. Саратова (далее ТСЖ № 1-6) и Ассоциации Товариществ собственников жилья Фрунзенского района г. Саратова (далее АТСЖ), с требованиями признать незаконными решения общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года; признать незаконными действия органов управления указанных ТСЖ по перечислению денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, поступающие от жителей многоквартирных домов, на счет АТСЖ; обязать органы управления данных ТСЖ производить зачисление указанных денежных средств на счета каждого ТСЖ и запретить перечислять их на счет АТСЖ.

В ходе судебного разбирательства прокурор района уточнил исковые требования, просит признать незаконными пункты 6,7,8,13 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-5 и пункт 12 решения общего собрания членов ТСЖ № 6 от 16 января 2012 года; признать незаконными действия органов управления указанных ТСЖ по перечислению денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, поступающие от жителей многоквартирных домов, на счет АТСЖ; обязать органы управления данных ТСЖ производить зачисление указанных денежных средств на счета каждого ТСЖ и запретить перечислять их на счет АТСЖ; признать недействительным в силу его ничтожности дополнительное соглашение от 01 декабря 2011 года к договору о совместной деятельности от 01 декабря 2003 года, заключенное между ТСЖ № 1-6 и АТСЖ. (т.1 л.д.).

23 апреля 2012 года суд объединил в одно производство шесть гражданских дел по указанным искам прокурора района к ТСЖ №1-6 и АТСЖ (т.).

В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор района уточнил исковые требования, просит признать незаконными пункты 3, 6, 7, 8 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года; признать незаконным пункт 12 решения общего собрания членов ТСЖ № 6 и пункт 13 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-5 от 16 января 2012 года; признать незаконными действия органов управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ по указанию в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) в качестве получателя денежных средств АТСЖ; запретить органам управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ указывать в данных платежных документах в качестве получателя денежных средств АТСЖ; обязать органы управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ, указывать в платежных документах в качестве получателя денежных средств соответственно счета ТСЖ № 1-6; признать недействительным в силу его ничтожности дополнительное соглашение от 01 декабря 2011 года к договору о совместной деятельности от 01 декабря 2003 года, заключенное между ТСЖ № 1-6 и АТСЖ. (т.).

В судебном заседании старший помощник прокурора района Масалова Ю.В. поддержала уточненные требования прокурора района, в своих объяснениях изложила доводы аналогичные указанным в иске от 27 апреля 2012 года, сообщила, что действиями органов управления ТСЖ № 1-6 и АТСЖ нарушаются права муниципалитета и других собственников помещений в многоквартирных домах на надлежащее содержание и ремонт общего имущества в этих домах. Проверка финансово-хозяйственной деятельности АТСЖ за 2010 год выявила факты «непрозрачности» ее деятельности и необоснованного расходования денежных средств. Оспариваемые пункты решений общих собраний ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года и порядок перечисления денежных средств за ЖКУ в АТСЖ, не соответствуют нормам действующего жилищного законодательства, с учетом внесенных в него изменений.

Представители ТСЖ № 1-6 и АТСЖ Лещенко А.А., Гасоян Э.В., действующие по доверенностям, не признали требования истца, в своих объяснениях пояснили, что решения общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года и действия органов управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ по перечислению оплаты за ЖКУ на счет АТСЖ, соответствуют нормам действующего жилищного законодательства, не нарушают права и законные интересы жителей многоквартирных домов. Законность перечисления платы за ЖКУ через счет АТСЖ подтверждена вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 июля 2009 года.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, Костырин Ю.И., Красавина О.Н., действующие по доверенностям, поддержали доводы и позицию прокурора района, сообщили о нарушении прав и законных интересов муниципалитета решениями общих собраний от 16 января 2012 года и действиями ТСЖ и АТСЖ по зачислению денежных средств за ЖКУ на счета АТСЖ.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, Администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

Руководствуясь ст.ст. 113, 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется судом путем: пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношений, признания права, восстановления положения существовавшего до нарушения права и др.

При осуществлении государственного надзора за точным и единообразным исполнением жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы жилищного права, прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц и муниципалитета.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Наличие муниципальной собственности в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ №1-6, подтверждается письмом Администрации Фрунзенского района от 03 апреля 2012 года № 31НР и не оспаривается сторонами. (т.).

Нарушение прав и свобод муниципалитета и значительного числа граждан, действиями органов управления ТСЖ № 1-6 и АТСЖ, большая общественная значимость вопроса легитимного расходования денежных средств за ЖКУ, подтверждается обращением в прокуратуру района главы Администрации Фрунзенского района от 13 декабря 2011 года (т., коллективным обращением жителей домов от 19 января 2012 года (т.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределённого круга лиц и муниципалитета, прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий, с целью защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах на легитимное расходование денежных средств на содержание и ремонт общего имущества в этих домах.

Согласно статьям 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов (статья 55 ГПК РФ).

Принимая решение по делу, суд учитывает положения п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», согласно которому, заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом. В качестве основания для признания незаконными решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года и действий органов управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ по перечислению денежных средств за ЖКУ в АТСЖ, прокурор района указал на их несоответствие нормам действующего жилищного законодательства, с учетом внесенных в него изменений.

Оценив исследованные доказательства по гражданскому делу в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора района следует частично отказать по следующим основаниям.

Рассмотрев требования прокурора района признать незаконным пункт 3 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года, которым утверждены отчеты о деятельности правлений указанных ТСЖ, суд приходит к следующему.

    Пунктом 3 решения общего собрания членов ТСЖ №1 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 08 февраля 2012 года; решения общего собрания членов ТСЖ № 2 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 20 января 2012 года; решения общего собрания членов ТСЖ № 3 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 20 января 2012 года; решения общего собрания членов ТСЖ № 4 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 19 января 2012 года; решения общего собрания членов ТСЖ № 5 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 21 января 2012 года; решения общего собрания членов ТСЖ № 6 от 16 января 2012 года, оформленного протоколом от 21 января 2012 года, утверждены отчеты о деятельности правлений указанных ТСЖ.

    Доводы прокурора района о незаконности утверждения на общих собраниях членов ТСЖ отчетов о деятельности правлений ТСЖ, без утверждения заключений ревизионных комиссий товариществ, несостоятельны.

Согласно п.8.2 ч.2 ст.145 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится, в том числе утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества. Пункт 8.2 введен Федеральным законом от 04 июня 2011 N 123-ФЗ.

Нормы жилищного законодательства не содержат положений, обязывающих ТСЖ совместно утверждать на общем собрании годовой отчет о деятельности правления товарищества и заключение ревизионной комиссии товарищества.

Данный вывод подтверждается положениями ч.2 ст.45, ч.1.1 ст.146 ЖК РФ, согласно которым созыв общего собрания членов ТСЖ возможен по инициативе любого его члена, при соблюдении установленных правил. При этом лицо инициирующее проведение общего собрания само устанавливает повестку дня общего собрания.

Таким образом, если 16 января 2012 года на обсуждение общих собраний членов ТСЖ № 1-6 не выносился вопрос об утверждении заключений ревизионных комиссий товариществ, это обстоятельство может быть предметом рассмотрения в порядке указанных статей ЖК РФ.

Уставы ТСЖ № 1-6, в прежних редакциях, также не содержат положений, определяющих иной порядок утверждения отчета о деятельности правления указанных ТСЖ. (т. ).

По требованиям прокурора района признать незаконным пункт 6 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года, которыми правлению ТСЖ поручено заключить договор (контракт) с управляющим для осуществления управления многоквартирными домами, входящими в состав ТСЖ, суд приходит к следующему.

    Доводы прокурора района о незаконности указанного пункта 6, в связи с тем, что этим договором управляющему фактически передаются функции правления ТСЖ, неубедительны.

В соответствии с п.4 ст.148 ЖК РФ, в обязанности правления товарищества собственников жилья входит, в том числе управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им.

Данное право правлений на заключение договоров на управление многоквартирными домами, также содержится в Уставах ТСЖ № 1-6, в прежних редакциях. (т. ).

Таким образом, право правлений ТСЖ заключить договоры (контракты) с управляющими для осуществления управления многоквартирными домами, входящими в состав указанных ТСЖ, прямо предусмотрено законом и уставами ТСЖ № 1-6.

По исковым требованиям прокурора района признать незаконным пункт 7 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года, которыми утверждены титулы на текущий ремонт многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ на 2012 год; правлению ТСЖ № 1-6 разрешено в случае аварийных и непредвиденных ситуаций вносить изменения в титульные списки с последующим внесением данных изменений на утверждение членов ТСЖ на очередном годовом собрании, суд приходит к следующему.

Согласно п.8.1 ч.2 ст.145 ЖК РФ, к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится, в том числе утверждение смет расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет. Пункт 8.1 введен Федеральным законом от 04 июня 2011 N 123-ФЗ.

С учетом изложенного, данная норма ЖК РФ, позволяет общему собранию членов ТСЖ утверждать титул (смету расходов) на текущий ремонт многоквартирных жилых домов, входящих в ТСЖ № 1-6 на 2012 год.

Суд считает необоснованными доводы прокурора района о том, что незаконность пункта 7 определяется тем, что в случае аварийных и непредвиденных ситуаций правлениям ТСЖ № 1-6 предоставлено право пользоваться резервными фондами товарищества.

Общее имущество согласно статьи 10 Правил содержания общего имущества должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции этого дома.

Ведомственные строительные нормы ВСН 61-89(р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденные приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26 декабря 1989 года N 250, раскрывают понятия капитального и текущего ремонта зданий.

Ремонт зданий это комплекс строительных работ и организационнотехнических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Капитальный ремонт - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Текущий ремонт - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Перечень обязательных работ, входящих в плату за содержание жилья и в плату за ремонт (текущий ремонт) жилья, а также перечень дополнительных работ, выполняемых по заказам и за счет средств потребителей, содержится в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04. 2004, утвержденного Госстроем Российской Федерации.

Пунктами 16 и 17 Правил содержания многоквартирного дома определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2003 года N 5176 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В силу пункта 2.1.5 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования уточняет объемы работ по текущему ремонту на следующий год по результатам весеннего и осеннего ремонта.

Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля по использованию и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг текущего характера будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Поэтому порядок действий правлений ТСЖ при наступлении аварийных и непредвиденных ситуаций, при которых средств резервных фондов может быть недостаточно, по мнению суда не будет нарушать прав и интересов собственников помещений в многоквартирных домах на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в этих домах.

Рассмотрев исковые требования прокурора района признать незаконным пункт 8 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года, которым утверждено средства текущего ремонта аккумулировать на специальном счете АТСЖ; расходование данных средств осуществлять на основании письменного распоряжения председателя, либо управляющего ТСЖ; признать незаконным пункт 13 решений общих собраний членов ТСЖ № 1-5 и пункт 12 решения общего собрания членов ТСЖ № 6 от 16 января 2012 года, которыми утверждены Уставы указанных ТСЖ в новых редакциях; признать незаконными действия органов управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ, по указанию в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг АТСЖ, как получателя денежных средств; запретить органам управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ, указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг АТСЖ, как получателя денежных средств; обязать органы управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг соответственно счета данных ТСЖ № 1-6, как получателей денежных средств, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 5, 6 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В силу ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; 2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса (п. 2 в ред. Федерального закона от 04 июня 2011 N 123-ФЗ); 3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору.

В силу частей 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ, товарищество собственников жилья также обязано обеспечить прием от членов этого ТСЖ, а также иных собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

Эти платежи, поступающие от членов ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ, в соответствии с ч. 2 ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации являются средствами данного ТСЖ, к которым также относятся доходы от сдачи в аренду общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (ч. 2 ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами Главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, счет предприятия или организации, открывается на основании договора банковского счета. Денежные средства, находящиеся на счету организации в банке, принадлежат на праве собственности именно этой организации, которой открыт счет в банке.

В соответствии п. 2.3 Инструкции Центрального банка РФ N 28-И от 14 сентября 2006 «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» расчетные счета открываются юридическим лицам, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Согласно исследованным в судебном заседании платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг, направляемым жителям многоквартирных домов, обслуживаемых ТСЖ № 1-6, в качестве исполнителей в них указаны ТСЖ № 1-6, в качестве получателя денежных средств указан счет АТСЖ.

С 18 июня 2011 вступил в силу Федеральный закон N 213 от 04 июня 2011 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в ст. 142 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми объединение товариществ собственников жилья лишено права на совместное управление общим имуществом и может лишь представлять и защищать общие интересы при управлении многоквартирными домами в отношениях с третьими лицами.

Согласно ч.ч. 2,4 ст.151 ЖК РФ, средства товарищества собственников жилья состоят, в том числе из обязательных платежей членов товарищества. Правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.

Обстоятельства, связанные с не легитимностью, «непрозрачностью» финансово-хозяйственной деятельностью АТСЖ и необоснованностью расходования денежных средств, поступивших в качестве оплаты за ЖКУ, подтверждаются Актом проверки за 2010 год, составленным консультантом Литвиновой Н.Н. (т.).

Акт выборочной документальной ревизии АТСЖ за 2010 год, составленный бухгалтером-ревизором Киреевым М.Ю., и представленный представителями ответчиков, не может в полной мере опровергнуть выводов консультанта Литвиновой Н.Н., так как проверка проведена лишь по вопросу сколько денег поступило за ЖКУ от жителей домов, обслуживаемых ТСЖ № 1, и сколько перечислено на нужды ТСЖ № 1. (т.

Согласно п.37,38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. В платежном документе, в том числе указываются наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты.

Исполнителями могут быть управляющие организации, ТСЖ, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено, что в платежных документах должны указываться счета исполнителей, в данном случае ТСЖ № 1-6.

Отсутствие в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг информации соответственно о счетах ТСЖ № 1-6, как получателей денежных средств, нарушает права и интересы муниципалитета и значительного числа граждан, как собственников жилых помещений в многоквартирных домах, на обеспечение благоприятных и безопасных условий их проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. (ст.161 ЖК РФ).

Обстоятельства, свидетельствующие о том, что на момент вынесения решения Фрунзенского районного суда г. Саратова от 06 июля 2009 года, деятельность АТСЖ по взиманию коммунальных услуг и их перечислению поставщикам этих услуг, не была запрещена законом, не оспариваются сторонами.

Выводы, к которым пришел суд в решении от 06 июля 2009 года, не могут свидетельствовать о том, что действия органов управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ, по указанию в 2012 году в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг, АТСЖ, как получателя денежных средств, являются законными.

По требованиям прокурора района признать недействительным в силу его ничтожности дополнительное соглашение от 01 декабря 2011 года к договору о совместной деятельности от 01 декабря 2003 года, заключенное между ТСЖ № 1-6 и АТСЖ, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Сделками признаются действия юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. (ст.153 ГК РФ).

Сделки могут быть двух – или многосторонними (договоры) и односторонними. (ч.1 ст.154 ГК РФ).

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. ( ч.1 ст.420 ГК РФ).

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (ч.1 ст.425 ГК РФ).

В соответствии со ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч.1 ст.432 ГК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.50 ГК РФ, допускается создание объединений некоммерческих организаций в форме ассоциаций.

01 декабря 2003 года между ТСЖ № 1-6 и АТСЖ был заключен договор о совместной деятельности, целью которого являлось создание расчетно-кассового центра, для выполнения функции приема и перечисления платежей участникам договора и поставщикам коммунальных услуг. (т. 18 л.д.14-15).

В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушение норм Главы 55 ГК РФ, при заключении дополнительного соглашения от 01 декабря 2011 года к договору о совместной деятельности от 01 декабря 2003 года.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора от 01 декабря 2003 года он не соответствовал требованиям закона или иных правовых актов, в связи, с чем данная сделка была ничтожной.

По мнению суда, требования прокурора района запретить органам управления ТСЖ № 1-6, АТСЖ указывать в платежных документах на оплату ЖКУ, в качестве получателя денежных средств АТСЖ, при наличии в иске требований о признании незаконными данных действий, являются излишне заявленными.

В связи с вышеизложенным, исковые требования прокурора района подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Фрунзенского района города Саратова, удовлетворить частично.

    Признать незаконным пункт 8 решений общих собраний членов ТСЖ №1-6 Фрунзенского района г.Саратова от 16 января 2012 года, об аккумулировании средств текущего ремонта данных ТСЖ на специальном счете АТСЖ и осуществление расходования этих средств на основании письменных распоряжений председателей либо управляющих указанных ТСЖ.

    Признать незаконным пункт 11.2 новых редакций Уставов ТСЖ № 1-6 Фрунзенского района г.Саратова, утвержденных решениями общих собраний членов данных ТСЖ № 1-6 от 16 января 2012 года, о возможности товариществу по договору передавать объединению товариществ, имеющему статус юридического лица, право на управление общим имуществом или частью прав, оговоренных в уставе объединения товариществ собственников жилья или предусмотренных условиями указанного договора.

    Признать незаконными действия органов управления ТСЖ № 1-6 Фрунзенского района г.Саратова, Ассоциации ТСЖ Фрунзенского района г. Саратова, по указанию в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг Ассоциации ТСЖ Фрунзенского района г. Саратова, как получателя денежных средств.

Обязать органы управления ТСЖ № 1-6 Фрунзенского района г.Саратова, Ассоциацию ТСЖ Фрунзенского района г. Саратова указывать в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг ТСЖ № 1-6 Фрунзенского района г. Саратова, соответственно счета данных ТСЖ № 1-6, как получателей денежных средств.

В остальной части исковых требований прокурору Фрунзенского района г. Саратова отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, 03 мая 2012 года.

Судья И.О. Дюжаков