Дело №2-1783/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Аршиновой Е.В., с участием прокурора Медведева Р.А., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г.Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья - 3 Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанности оборудовать место для установки контейнеров площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру, обеспечить соблюдение нормативного размера от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта, возложении обязанности согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором и управлением Роспотребнадзора, возложении обязанности обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО
установил:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова с привлечением специалистов территориального отдела по г.Саратову Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области 17.07.2012 проведена проверка соблюдения санитарно - эпидемиологического законодательства в деятельности ТСЖ-3 Фрунзенского района. В ходе проверки установлено следующее. Согласно п.1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Проверка показала, что для установки контейнеров, расположенных по адресу: г.Саратов, Мирный пер., д. 17 и пл. Кирова, д.8, не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру. На площадке установлено более 5 контейнеров, не выдержан нормативный разрыв до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта менее 20 метров. Не согласовано место временного хранения отходов на территории жилой застройки, не удаляются не габаритные отходы с контейнерных площадок. Контейнеры для сбора ТБО не вывозятся ежедневно, допускается загрязнение лестничных пролетов и клеток подъездов жилого дома, отсутствует искусственная освещенность на лестничных площадках. Таким образом, по результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 2.2.3, 2.2.9, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.п. 2.11., 8.2.4.. 9.1., 5.4., 5.5. В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства прокуратурой района 20.06. 2012 в отношении управляющего ТСЖ-3 Фрунзенского района Ушакова А.Г. было возбуждено административное производство по ст. 6.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Ушаков А.Г. признан виновным в совершении правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Кроме того, прокуратурой района в адрес управляющего ТСЖ- 3 Фрунзенского района по выявленным нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства вносились представления об устранении нарушений. Таким образом, ТСЖ-3 Фрунзенского района грубо нарушает требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к загрязнению окружающей природной среды и иным негативным последствиям. Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г. установлено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду. В связи с чем просит обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района оборудовать место для установки контейнеров, расположенных по адресу: <адрес> площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 01.10.2012 г. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить соблюдение нормативного размера (не менее 20 метров) от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта в срок до 01.10.2012г. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором по Фрунзенскому району и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в срок до 01.10.2012 г. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО.
В судебном заседании представитель прокуратура Фрунзенского района г.Саратова Медведев Р.А. исковое заявление поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, увеличил срок., до которого ответчиком должны быть устранены недостатки, указанные в исковом заявлении. В связи с чем просил обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района оборудовать место для установки контейнеров, расположенных по адресу: <адрес>, площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 01.12.2012 г. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить соблюдение нормативного размера (не менее 20 метров) от контейнерной площадки до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта в срок до 01.12.2012. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки с архитектором по Фрунзенскому району и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в срок до 01.12.2012 г. Обязать ТСЖ-3 Фрунзенского района обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО.
Представитель ответчика Токарева Т.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, поскольку имеется договор от 01 января 2007г. с ООО «Хапилин» на вывоз ТБО.
АТСЖ Фрунзенского района г.Саратова, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО «Город Саратов», извещенные о судебном заседании не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ТСЖ - 3 Фрунзенского района является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных домах: №17 по Мирному переулку, №8 по пл. Кирова (п. 1.1 раздела 1 Устава).
Согласно справки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова совместно с привлечением специалистов территориального отдела по г.Саратову Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области прокуратурой Фрунзенского района г.Саратова совместно со специалистом территориального одела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове с 17 июля 2012г. были проведены контрольно надзорные мероприятия жилых домов, расположенных по адресу: г. Саратов, Мирный пер., д. 17, пл. Кирова, д. 8.
В ходе проведения проверки было выявлено что для установки контейнеров расположенных по адресу: г. Саратов, Мирный пер., д. 17, и пл. Кирова, д. 8 не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру. Установлено более 5 контейнеров, не выдержан нормативный разрыв до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта менее 20 метров (контейнеры установлены вплотную к детской площадке). Не согласовано место временного хранения отходов на территории жилой застройки с районным архитектором и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области, не удаляются не габаритные отходы с контейнерных площадок. Контейнеры, предназначенные для сбора ТБО не вывозятся ежедневно, допускается загрязнение лестничных пролетов и клеток (пыль, грязь) в подъездах жилого дома, отсутствует искусственная освещенность на лестничных площадках.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Согласно п.1,3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровья граждан; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, платность негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Оценивая представленные сторонами доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что установка контейнеров, расположенных по адресу: <адрес>, не оборудованной специальной площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, не ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру, установление на площадке более 5 контейнеров, не соблюдение нормативный разрыв до детской игровой площадки и места для отдыха и спорта (не менее 20 метров), не согласование места временного хранения отходов на территории жилой застройки, не удаление негабаритных отходы с контейнерных площадок, а также вывоз контейнеров для сбора ТБО реже одного раза в день, наличие загрязнения лестничных пролетов и клеток подъездов жилого дома, отсутствие искусственной освещенности на лестничных площадках приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Устанавливая срок до 01.12.2012г. суд исходит из разумности и возможности исполнения в течение указанного времени возложенных судом на ТСЖ - 3 Фрунзенского района обязанности.
Доводы представителя ТСЖ - 3 Фрунзенского района г. Саратова относительно незаконности требований прокурора в части возложения на ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова обязанности обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, поскольку имеется заключенный 01 января 2007 года с ООО «Хапилин» договор, суд признает несостоятельными, так как согласно п. 3.1.1. раздела 3 Устава ТСЖ 3 Фрунзенского района ТСЖ заключает в соответствии с законодательством договор управления многоквартирными домами и иные обеспечивающие управление многоквартирными домами, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, на основании ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому на ТСЖ 3 Фрунзенского района г. Саратова возложена обязанность по обеспечению соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а следовательно ТСЖ - 3 Фрунзенского района должно осуществлять контроль за исполнением условий договора ООО «Хапилин» по ежедневной очистке и вывозу контейнеров для сбора ТБО.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района оборудовать место для установки контейнеров, расположенных по адресу: г<адрес> площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 01 декабря 2012 г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района обеспечить соблюдение нормативного размера (не менее 20 метров) от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> детской игровой площадки и места для отдыха и спорта в срок до 01 декабря 2012г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района согласовать место временного хранения отходов на территории жилой застройки по адресу: <адрес> с архитектором по Фрунзенскому району и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в срок до 01 декабря 2012 г.
Обязать ТСЖ - 3 Фрунзенского района обеспечить ежедневную очистку и вывоз контейнеров для сбора ТБО, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, 03 сентября 2012 года.
Судья Е.В. Аршинова