ол признании права на получсение статуса



2-1657/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2012 года                              г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,

при секретаре Тукашовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бацунина Сергея Владимировича к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение статуса ветерана боевых действий,

установил:

Бацунин С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение статуса «Ветеран боевых действий». Требования мотивирует тем, что 10.10.2011 года он обратился в адрес военного комиссара города Вольска и Вольского района Саратовской области с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. В своем заявлении он указывал на то, что с 24.01.2004 года по 18.06.2005 года выполнял задачи на территории Северо - Кавказского региона, и что он имеет право на льготы, предоставленные постановлением Правительства РФ от 23.10.1999 года №1197-68. Только после прокурорского вмешательства 15.06.2012 года начальник отдела военного комиссариата Саратовской области по городам Вольск, Хвалынск, Вольскому и Хвалынскому районам предоставил ему ответ, из которого видно, что Военный комиссариат Саратовской области (в лице начальника Вольского отдела) оспаривает факт его участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, в связи с чем был оформлен запрос в филиал Центрального архива (Южного военного округа) для подтверждения столь значимого обстоятельства. Несмотря на то, что его послужной список (см. личное дело) содержит исчерпывающие сведения о выполнении им задач на территории Северо-Кавказского региона в период с 24.01.2004 года по 18.06.2005 года, ответчик своим бездействием, связанным с невыдачей ему удостоверения «Ветерана боевых действий», препятствовал ему в получении льгот и гарантий, предоставляемых ветерану государством. Уклонившись от предоставления ему удостоверения «Ветерана боевых действий», ответчик нарушил его право на получение государственных льгот и гарантий, образующих для него имущество, которое он законно ожидает с точки зрения статьи 1 Протокола №1 к Конвенции О защите прав человека и основных свобод. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ «О ветеранах», - он относится к числу ветеранов боевых действий, как военнослужащий, принимавший участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона.

Истец Бацунин С.В., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом (телефонограмма от 27.08.2012г. в 11.44 час.) в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Военного комиссариата Саратовской области по доверенности Сидорова А.А., поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2011г. № 24-П Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.

Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

В п. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона предусмотрено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный Перечень вносятся федеральным законом.

Раздел 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющийся приложением к вышеуказанному Закону, к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).

Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В силу положений ст. 60 ГПК РФ указанные обстоятельства не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, кроме указанных в приведенных выше нормативных актах.

По сообщению Центрального архива МО РФ (Южно военный округ) от 27 июля 2012 года № 2856 следует, что сведений об участии в боевых действиях военнослужащего войсковой части 98311 Бацунина Сергея Владимировича на территории Северо-Кавказского региона в период с 24.01.2004г. по 18.06.2005г. в приказах командира войсковой части 98311 «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительных денежных выплатах военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ» за январь 2004г. - июнь 2005г., находящихся на хранении в филиале Центрального архива МО РФ ( Южный военный округ) не значится.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 559 предусмотрено установить, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 559 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действия.

Согласно пп.1, 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 559, удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министерства обороны РФ от 2 ноября 2009 г. N 1177 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации. ( далее Порядок).

Согласно п.2,10,11 Порядка в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются:

в военных округах, на флотах, в воинской части 45807 - комиссии военных округов, флотов, воинской части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии);

в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - центральный аппарат) - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - центральная комиссия).

Кроме того, на центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.

Обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. По итогам рассмотрения центральная комиссия (комиссия) принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и в соответствии с принятым решением готовит заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее именуется - заключение) согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, утверждаемое председателем центральной комиссии (комиссии).

Исходя из анализа вышеуказанных положений, рассмотрение обращений и принятие решений о выдаче или отказе в выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий», а соответственно и присвоение статуса «Ветеран боевых действий» возложено на комиссии военных округов.

На военный комиссариат законодательством не возложена функция установления военнослужащему статуса «Ветеран боевых действий» равно как принятие решения о выдачи ему удостоверения Ветеран боевых действии». Военный комиссариат оказывает содействие в сборе документов. Сведений об обращение Бацунина С.В. в комиссию военного округа с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Бацунину С.В. к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение статуса «Ветеран боевых действий», так как они заявлены к ненадлежащему ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бацунину Сергею Владимировичу к Военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение статуса «Ветеран боевых действий» - отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 3 сентября 2012года.

Судья:                                  Е.В. Аршинова