№2-1754/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.09.2012г. город Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Савватеевой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Баранова Владимира Николаевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец, Баранов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова 30.09.2011г. № об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и решение, содержащееся в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 30.09.2011года в части исключения из стажа лечебной деятельности следующих периодов работы: с 29.08.1983 г. по 31.08.1985г. в должности главного врача Синдякинской участковой больницы Хлевенского района Липецкой области в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяцев; с 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев; с 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев; -с 01.02.1989г. по 03.04.1989г; с 12.01.199г по 30.04.199г., с 17.03.2003г по 26.04.2003г, с 31.01.2005г по 12.03.2005г, с 17.03.2008г по 26.04.2008г., период нахождения на курсах повышения квалификации.
Одновременно истец просил обязать ответчика включить в стаж лечебной деятельности все вышеуказанные периоды работы и назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 03.06.2011 г.
Свои требования истец мотивировал тем, что ответчик принял решение без учета положений действующего законодательства и тех доказательств, которые подтверждают его право на включение в стаж лечебной деятельности для назначения пенсии досрочно тех периодов работы, которые поименованы в иске.
В судебном заседании истец поддержал иск, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика, по доверенности Рослова В.В. иск не признала, указав, что период работы истца с 29.08.1983г. по 31.08.1985г. в должности главного врача в Синдякинской участковой больнице Хлевенского района Липецкой области не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение поскольку истец занимал должность главного врача, т.е. являлся руководителем учреждения. Действующее законодательство право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью руководителям учреждений предоставляет при условии осуществления врачебной деятельности. Доказательств осуществления врачебной деятельности истец не представил.
Оспаривая требования истца в льготного исчисления периодов работы истца с 01.11.1988г. по 31.01.1989г., с 04.04.1989г. по 12.09.1993г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2; с 13.09.1993г. по 03.04.1994г. в должности врача анестезиолога- реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной городской больнице № 2 как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, представитель ответчика указала следующие основания.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 предусмотрено льготное исчисление периодов работы как 1 год за 1 год и 6 месяцев в должности врачей- анестезиологов-реаниматоров (врачей-анестезиологов-реаниматологов), в том числе заведующих, отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи). В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается врачам-анестезиологам- реаниматорам отделений (групп,) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. Указывая, что блок реанимации и интенсивной терапии в котором истец осуществлял лечебную деятельность, не поименован названными правовыми актами как структурное подразделение, работа в котором дает право на льготное исчисление стажа как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, полагает, что работа истца в указанном структурном подразделении не подлежит включению в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Считая необоснованными требования истца о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации представитель ответчика указала, что пунктом 3 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы, т.е периодов осуществления трудовых функций, обязанностей. Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках данными Правилами не предусмотрено. Курсы повышения квалификации и командировки не могут быть включены в специальный стаж, так как являются лишь условием для осуществления трудовых функций, а не осуществлением самих функций.
Суд заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно- полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г.. № 106 ( с 14.11.02 г.) и в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.02 г. № 781.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Согласно статье 39( часть1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39(часть2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи15(часть1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статья 41(часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Данное конституционное право неразрывно связано с вытекающими из ст.41 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав медицинских работников в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки медицинских кадров (ст.43 ч.5 Конституции Российской Федерации).
В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда медицинских работников, также, лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий профессиональной подготовки медицинского персонала (ст.ст.9и13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с указанными конституционными положениями Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью в том числе лечебной.
При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
По смыслу статей 2,3,77,80,83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Судом из материалов пенсионного и гражданского дел, пояснений участников процесса установлено, что истец Баранов В.Н. обратился в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением от 03.06.2011года о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика № от 30.09.2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа осуществления лечебной деятельности.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 30.09.2011года из стажа лечебной деятельности истца исключены периоды работы:
- с 29.08.1983 г. по 31.08.1985г. в должности главного врача Синдякинской участковой больницы Хлевенского района Липецкой области в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяцев;
- 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
- 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
-с 01.02.1989г. по 03.04.1989г; с 12.01.199г по 30.04.199г., с 17.03.2003г по 26.04.2003г, с 31.01.2005г по 12.03.2005г, с 17.03.2008г по 26.04.2008г., период нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд, не соглашаясь с решением ответчика в части исключения из стажа лечебной деятельности периода работы истца с 29.08.1983 г. по 31.08.1985г. в должности главного врача Синдякинской участковой больницы Хлевенского района Липецкой области в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяцев, исходит из следующего.
Факт работы истца в указанный период в должности главного врача и в указанном лечебном учреждении, не оспаривается сторонами и подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д.11), справкой Синдякинского сельского совета от сентября 2010года ( л.д.53 а), карточкой - справкой и лицевыми счетами (л.д.56-58).
Досрочная пенсия по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливается в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-Ф3 Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27. Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило Списки и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 84-0, от 29 января 2009 года № 67-0-0, от 23.06.2009г. № 906-0-0).
В соответствии с ранее действующим постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью имеют врачи — руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Под осуществлением врачебной деятельности понимается осуществление деятельности (выполнение трудовых функций, обязанностей) по соответствующей должности врача-специалиста.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464
утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления льготное исчисление сроков выслуги лет, как один год работы за один год и 3 месяцев, определено врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью имеют врачи — руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность.
Таким образом, анализ приведенных норм закона и правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что для удовлетворения требований истца о включении в льготном исчислении периода работы истца в должности главного врача Синдякинской участковой больницы необходимо установить факт осуществления истцом врачебной деятельности.
По мнению суда, указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Так доводы истца о том, что в Синдякинской участковой больнице, не было других штатных единиц лечащих врачей кроме главного врача, который выполнял обязанности врача терапевта, подтверждаются справкой ГУЗ « Хлевенской центральной районной больницы» полученной судом с помощью факсимильной связи 03.09.2012года.
Из указанной справки следует, что в спорный период, с 29.08.1983года по 31.08.1985года Баранов В.Н. был единственным врачом в Синдякинской участковой больнице и выполнял все возложенные на него обязанности по оказанию медицинской помощи в объеме одной штатной единицы.
Не доверять указанным сведениям у суда оснований не имеется, учитывая, что они соотносятся с лицевыми счетами, карточкой-справкой из которых следует, что истцу как главному врачу производилась оплата за совместительство.
При этом суд также учитывает, что в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377, врачам-руководителям учреждений здравоохранения разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Удовлетворяя требования истца в части льготного порядка исчисления, как один год работы за один год и шесть месяцев, периода работы с 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2,с 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, суд исходит из следующего.
Ответчиком не оспаривается факт осуществления истцом лечебной деятельности в указанной должности и в указанном лечебном учреждении. Отказ во включении указанного периода в льготном исчислении ответчик обосновывает тем, что работа в таком структурном подразделении как блок интенсивной терапии и реанимации не дает право на льготное исчисление периода работы.
Суд не может согласиться с данными выводами ответчика и его представителя, по следующим основаниям.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (далее - Правила) льготный порядок исчисления стажа работы применяется к периодам работы в должностях и учреждениях, согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (далее - Перечень).
Вышеуказанным Перечнем предусмотрены врачи-анестезиологи-реаниматологи отделений (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Таким образом, правом на льготное исчисление пенсии наделены врачи-анестезиологи-реаниматологи отделений (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Стороны не оспаривают, что истец работал в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в учреждениях предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка. Данное обстоятельство подтверждается представленными документами.
Отказ ответчика на льготное исчисление указанного периода связан с тем, что структурное подразделение учреждений здравоохранения, в котором протекала лечебная деятельность истца в спорный период поименовано как блок реанимации и интенсивной терапии, тогда как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, такого рода структурное подразделение поименовано как отделение реанимации и интенсивной терапии. Ответчик исключает тождественность таких структурных подразделение как «отделение» и «блок».
Однако суд не может согласиться с данными утверждениями ответчика и его представителя, по следующим основаниям.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N предусмотрены врачи-анестезиологи-реаниматологи отделений (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи), т.е. наряду с отделением перечнем предусмотрены также группы и палаты реанимации и интенсивной терапии.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что льготный порядок исчисления выслуги лет предусмотрен не только тем врачам-анестезиологам-реаниматологам, которые осуществляли лечебную деятельность в соответствующих отделениях, но также в группах и палатах, если они являлись структурными подразделениями реанимации и интенсивной терапии. При этом объем структурного подразделения, (отделение, палата, выездная бригада или блок) существенного значения иметь не могут, поскольку осуществление лечебной деятельности в любом из поименованных структурных подразделений влечет наступление одних и тех же неблагоприятных последствий.
Удовлетворяя требования истца о льготном порядке исчисления периода работы с 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2; с 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 суд также учитывает представленные суду документы, из которых следует, что истец осуществлял лечебную деятельность не в блоке, а в палате интенсивной терапии и реанимации, т.е. в структурном подразделении поименованном названным выше Перечнем.
Так согласно справке работодателя от 06.06.2011года № (л.д.25), с 01.11.1986года истец работал в палате интенсивной терапии, основанием является приказ № от 30.10.1986года.
Приказом работодателя № от 06.07.2012года внесены изменения в штатные расписания и тарификационные списки за 1986-1998годы в части наименования отделения « блок реанимации и интенсивной терапии» на «палату реанимации и интенсивной терапии».(л.д.26).
Приказом МУЗ « Городская больница № № л/с от 11.01.2012года внесены изменения в записи трудовой книжки Баранова В.Н. части наименования отделения, также вместо «блок», указана « палата».( л.д.27).
При обсуждении требований истца о включении в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходя из анализа норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения и документов подтверждающих факт направления истца на курсы повышения квалификации, начисления в этот период заработной платы, отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, приходит к следующему.
Согласно Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 г. N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (пункт 21).
Действовавшим на время возникновения спорных правоотношений и рассмотрения настоящего дела трудовым законодательством предусматривались гарантии для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации и профессионального обучения, в виде сохранения места работы (должности) и оплаты труда.
На сохраняемую за работниками в периоды их нахождения на курсах повышения квалификации и профессионального обучения заработную плату производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Статья 236 КЗоТ Российской Федерации и статьи 212, 303 ТК Российской Федерации и устанавливают, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.
Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся медицинские работники.
Таким образом, пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Трудовой кодекс РФ, ни Законы Российской Федерации « О государственных пенсиях в РФ» « О трудовых пенсиях в РФ» и « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников направленных лечебными учреждениями на курсы повышения квалификации.
Это означает, что медицинские работники, направленные на курсы повышения квалификации имеют право на государственное пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 184 КЗоТ РФ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, администрация предприятия, учреждения, организации организует индивидуальное, бригадное, курсовое, и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988года, организация, учреждение устанавливают периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения. Типовое положение предусматривает и такой вид профессионального обучения как повышение квалификации. Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновлениях их теоретических и практических знаний и осуществляется на основе договоров, заключаемых общеобразовательными учреждениями с организациями всех видов и форм собственности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.
Согласно положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, в соответствии с которыми, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст.ст. 112, 240-1, 243 КЗОТ РФ, действующих на момент обучения истца на курсах повышения квалификации до введения в действие Трудового кодекса РФ, и ст.ст 187, 196 ТК РФ, действующего в настоящее время, при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж.
По смыслу положений, закрепленных в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, правом на занятие медицинской деятельностью наделены лица, получившие высшее образование в Российской Федерации и имеющие диплом и специальные звания, а также сертификат специалиста, который выдается на основании дополнительного образования(повышение квалификации, специализация).
Таким образом, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, которое проводится по усмотрению работодателя и на основании его приказов. При направлении работников на повышение квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж, работодатель производит страховые отчисления в пенсионный фонд.
Судом установлено, что в спорный период истец направлялась на курсы повышения квалификации, что не оспаривается сторонами и подтверждается документально. В период нахождения на курсах повышения квалификации, истцу начислялась заработная плата, в пенсионный фонд производились соответствующие страховые отчисления.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом работник не вправе был отказаться от прохождения курсов повышения квалификации, поскольку действующее законодательство, возлагает на медицинских работников и их работодателей такого рода обязанность. В период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялась заработная плата, производились соответствующие страховые отчисления.
При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным решение ответчика в части исключения из стажа лечебной деятельности, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.
На ответчика следует возложить обязанность включить спорные периоды в стаж для назначения истцу досрочной пенсии и назначить истцу пенсию с даты подачи заявления от 03.06.2011года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Баранова Владимира Николаевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии по старости, удовлетворить.
В силу положений, закрепленных в ст. 98ч.1 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200рублей.
Признать незаконными решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № от 30.09.2011года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Баранову Владимиру Николаевичу и решение в части исключения из стажа лечебной деятельности Баранова Владимира Николаевича следующих периодов работы:
- с 29.08.1983 г. по 31.08.1985г. в должности главного врача Синдякинской участковой больницы Хлевенского района Липецкой области в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяцев;
с 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
с 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
-с 01.02.1989г. по 03.04.1989г; с 12.01.199г по 30.04.199г., с 17.03.2003г по 26.04.2003г, с 31.01.2005г по 12.03.2005г, с 17.03.2008г по 26.04.2008г., период нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение- Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения Баранова Владимира Николаевича, следующие периоды осуществления лечебной деятельности:
- с 29.08.1983 г. по 31.08.1985г. в должности главного врача Синдякинской участковой больницы Хлевенского района Липецкой области в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяцев;
с 01.11.1988 г. по 31.01.1989 г., с 04.04.1989г по 12.09.1993года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
с 13.09.1993года по 03.04.1994года в должности врача анестезиолога-реаниматолога блока интенсивной терапии и реанимации в Муниципальной Городской больнице № 2 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев;
-с 01.02.1989г по 03.04.1989г; с 12.01.199г по 30.04.199г., с 17.03.2003г по 26.04.2003г, с 31.01.2005г по 12.03.2005г, с 17.03.2008г по 26.04.2008г., период нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова назначить Баранову Владимиру Николаевичу досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 03.06.2011года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Баранова Владимира Николаевича государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, с подачей жалобы во Фрунзенский районный суд города Саратова в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: О.М.Подветельнова