Дело №2-1848/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре Тукашовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петруниной Ларисы Ивановны к ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочную пенсию, взыскании судебных расходов,
установил:
Истец Петрунина Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова, мотивируя свои требования тем, что 23.05.2012 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ» как педагогическому работнику, имеющему 25 - летний стаж педагогической деятельности. Решением ответчика №395 от 09.07.2012 г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (протокол №1308 от 09.07.2012г.) ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный стаж ответчиком были засчитаны только 24 года 00 мес. 06 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, и 18 лет 10 мес. 15 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленного с учётом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, при этом не были засчитаны периоды ее работы: с 01.09.1984 г. по 26.08.1985 г. (11 мес.26 дней) в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №17;с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. (6 лет 1 мес. 17 дней) в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат», так как Жировой комбинат, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат» не поименованы Списком от 06.09.1991 г. №463, а ясли-сад не имел статуса юридического лица. Считает действия ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова необоснованными и незаконными, нарушающими ее конституционное право на пенсию, т.к. статьей 55 Конституции РФ установлено, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004г. №2-П установлено, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Этим же постановлением указано, что гражданин имеет право осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства. Согласно записям № 1-2 в трудовой книжке она была принята на должность старшей пионерской вожатой в среднюю школу №17 с 01.09.1984 г. (приказ №350- А от 21.09.1984 г. по Кировскому РОНО), где проработала до 26.08.1985 г. (приказ №149-к от 26.08.1985 г. по школе). Действующим на тот момент Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, с последующими изменениями и дополнениями «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства» предусматривалось, что в стаж работы учителям и другим работникам просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Согласно записям №№5- 8 в ее трудовой книжке она работала в яслях- саду №90 в должности воспитателя с 01.08.1986 г. (приказ №57 от 01.08.1986 г.) по 17.09.1998 г. (приказ №216-к от 17.09.1998 г.). Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, предусмотрена должность: «воспитатель», а также пунктом 1.8. раздела «Наименование учреждений» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские ясли-сады. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463, который действовал в спорный период работы 1992 - 1998 гг., также предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) и должность «воспитатель». Указанным постановлением было определено, что в стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Ни один из вышеуказанных нормативных актов не содержит нормы о том, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. С учетом изложенного просит признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости с 23.05.2012 г. Признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости №395 от 09.07.2012 г. и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №1308 от 09.07.2012 г. в части невключения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов ее работы - с 01.09.1984 г. по 26.08.1985 г. (11 мес.26 дней) в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №17; - с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. (6 лет 1 мес. 17 дней) в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат». Обязать ответчика: включить в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с 01.09.1984 г. по 26.08.1985 г. (11 мес.26 дней) в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №17; с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. (6 лет 1 мес. 17 дней) в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат» и назначить мне пенсию с даты обращения - с 23.05.2012 г. Взыскать с ответчика понесённые по делу судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
В судебном заседании истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Дал объяснения аналогичные в иске.
Представитель ответчика Рослова В.В., поддержав письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 ч.2 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
В силу ст.55 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Согласно ст.60, 67 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а суд оценивает допустимость каждого доказательства, которое прежде всего относится к соблюдению процессуальной формы доказывания. Допустимость доказательств- это их соответствие требованиям закона относительно источника, способа собирания и вовлечения в гражданский процесс сведений о фактах, а смысл допустимости- побудить стороны соответствующим образом оформлять свои правовые отношения.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
23 мая 2012 года Петрунина Л.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности.
Решением пенсионного органа №395 от 09.07.2012 г. и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (протокол №1308 от 09.07.2012г.) Петруниной Л.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности педагогической работы, при этом в специальный стаж ответчиком были засчитаны 24 года 00 мес. 06 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», исчисленного по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, и 18 лет 10 мес. 15 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисленного с учётом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П.
При этом без учета постановления Конституционного Суда РФ № 2-П не были засчитаны периоды работы Петруниной Л.И.: с 01.09.1984 г. по 26.08.1985 г. (11 мес.26 дней) в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №17 (стаж составляет 24 года 0 мес.6 дн.).
Не подлежат удовлетворению требования Петруниной Л.И. о признании решения ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №395 от 09.07.2012 г. и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1308 от 09.07.2012 года в части невключения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы Петруниной Л.И. с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. (6 лет 1 мес. 17 дней) в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат», так как Жировой комбинат, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат» не поименованы Списком от 06.09.1991 г. №463, а ясли-сад не имел статуса юридического лица (стаж составляет 18 лет 10 мес. 15 дн.), незаконными, а также возложении обязанности на ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный стаж периоды работы Петруниной Л.И. с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. (6 лет 1 мес. 17 дней) в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат», так как Жировой комбинат, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат» не поименованы Списком от 06.09.1991 г. №463, а ясли-сад не имел статуса юридического лица (стаж составляет 18 лет 10 мес. 15 дн.), поскольку указанный период был засчитан пенсионным органом в стаж работы, дающий право на назначение Петруниной Л.И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Стаж работы Петруниной Л.И. с зачетом работы в должности воспитателя яслей - сада №90 Жирового комбината, АООТ «Жировой комбинат», ОАО «Жировой комбинат» с 31.07.1992 г. по 17.09.1998 г. на момент обращения с заявлением в пенсионный орган составляет 24 года 0 мес. 6 дн.
В судебном заседании установлено, что согласно записям № 1-2 в трудовой книжке Петрунина Л.И. была принята на должность старшей пионерской вожатой в среднюю школу №17 с 01.09.1984 г. (приказ №350- А от 21.09.1984 г. по Кировскому РОНО), где проработала до 26.08.1985 г. (приказ №149-к от 26.08.1985 г. по школе).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период работы Петруниной Л.И. с 01.09.1984 г. по 26.08.1985 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Согласно штатному расписанию, действовавшему в спорный период, и тарификационным спискам Петрунина Л.И. работала на штатной должности.
Таким образом, Петрунина Л.И. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования истца о признании решения ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №395 от 09.07.2012 г. и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1308 от 09.07.2012 года в части невключения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы Петруниной Л.И. с 01.09.1984г. по 26.08.1985г. в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № 17, незаконными, а также возложении обязанности на ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный стаж периоды работы Петруниной Л.И. с 01.09.1984г. по 26.08.1985г. в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № 17.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» условием для назначения досрочной трудовой пенсии может быть наличие двух оснований: достижение определенного возраста и продолжительность страхового стажа. Петрунина Л.И. имеет определенный возраст. В связи с удовлетворением судом требований истца о включении в стаж Петруниной Л.И. периодов работы, она имеет на момент обращения с заявлением в пенсионный орган необходимый стаж работы.
Суд также считает, что пенсия Петруниной Л.И. должна быть назначена с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 23.05.2012 года, поскольку иное нарушает положения ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ (п.23) указано, что при рассмотрении дел необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
При доказанности права Петруниной Л.И.на досрочное назначение пенсии в соответствии с нормами федерального закона, правовых оснований для назначения пенсии с иной даты не имеется.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Поскольку требования истца удовлетворены в пользу истца с ответчика подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 200 руб., что подтверждается квитанцией.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Петруниной Ларисы Ивановны к ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании права на досрочную пенсию, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконными решение ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова №395 от 09.07.2012 г. и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1308 от 09.07.2012 года в части невключения в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов работы Петруниной Ларисы Ивановны с 01.09.1984г. по 26.08.1985г. в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № 17
Обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в специальный стаж периоды работы Петруниной Ларисы Ивановны с 01.09.1984г. по 26.08.1985г. в должности старшей пионерской вожатой в средней школе № 17.
Обязать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Петруниной Ларисе Ивановне досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением – 23.05.2012 г.
Взыскать ГУ УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Петруниной Ларисы Ивановны государственную пошлину в размере 200 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Петруниной Л.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, 10 сентября 2012 года.
Судья Е.В. Аршинова