Дело № 2-1878/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
при секретаре Тукашовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Запевалова Георгия Владимировича к ГУ МВД РФ по Саратовской области о признании права на пенсию за выслугу лет,
установил:
Запевалов Г.В. обратился в суд с вышеуказанным иском и просит признать за Запеваловым Георгием Владимировичем право на пенсию за выслуг лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № № О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Обязать ГУ МВД России по Саратовской области назначить Запевалову Георгию Владимировичу пенсионное обеспечение за выслуг лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № № О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 01 марта 2012 года.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец являлся пенсионером МВД Республики Казахстан и получал пенсию за выслугу лет. В подтверждение прилагаю копию Справки № № от 31.01.2011 года о назначении ему пенсии и копию своего пенсионного дела. В ДД.ММ.ГГГГ года он со своей семьей переехал на постоянное место жительства в г. Саратов, с 01 марта 2012 г. приостановлена выплата ему пенсии в Казахстане. 28 июня 2012 года он обратился в Главное Управление МВД России по Саратовской области с заявлением о назначении мне пенсии (копия заявления - в пенсионном деле). Однако, Письмом ГУ МВД России по Саратовской области № № от 17.07.2012 года в пенсионном обеспечении ему было отказано в связи с тем, что Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ от 24.12.1993года обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников Соглашения, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности МЧС), при переходе их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается на министерства внутренних дел Сторон. Указанным Письмом также отмечалось, что правовых оснований для осуществления пенсионными органами МВД России пенсионного обеспечения бывших сотрудников МЧС при переезде их на постоянное жительство в Российскую Федерацию, не имеется. Иными словами, ГУ МВД России по Саратовской области аргументирует свой отказ в назначении ему пенсии тем, что настоящее время отсутствует соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников Министерств по чрезвычайным ситуациям государств-участников СНГ. С отказом в назначении пенсии истец не согласен. Считает, что в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей» и Соглашением «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года он имеет право на назначение пенсии. Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Указом Президента РФ от 08.05.2005г. за № 531 (с изм. от 27.10.2011г. № 1434). Пунктом 2 данного Указа установлено, что работникам Государственной противопожарной службы МЧС РФ и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности - соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах. В соответствии с указанным законом Правительством РФ принято постановление от 22.09.1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». Согласно положениям названного выше постановления Правительства РФ N 941 от г. в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы в частности лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы засчитывается служба в Государственной противопожарной службе других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы их службы в других государствах. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года и «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств». В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6). Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено. Аналогичные положения закреплены ст. 2 Соглашения 1993 года, устанавливающие невозможность изменения установленной выслуги лет. При этом также предусматривается возможность изменения размера пенсии исходя из размера денежного довольствия. Указанные выше Соглашения не предусматривают обязательного принятия каких- либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений. Учитывая вышеизложенное, считаю, что отказ в назначении мне пенсии в связи с отсутствием специального Соглашения, предусматривающего зачет в выслугу лет службы в органах противопожарной службы МЧС, является не законным. Аналогичный вывод сделан Судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда в Кассационном определении от 02.04.2009года на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 20.02.2009года. На основании изложенного, просит признать за истцом право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей». Обязать ГУВД по Саратовской области обеспечить мне пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей» с 01.03.2012 года.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали исковые требования, просили их удовлетворить. Дали объяснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Головко Т.А., подержав письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Возражения обоснованы тем, что в соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения, (ст. 5). Согласно п. 2 ст. 6 данного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. В соответствии со ст. 2 Соглашения от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. Соглашением от 24.12.1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств участников Содружества Независимых Государств» установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 г. в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах: уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах. Соглашение о зачете в выслугу лет службы в органах противопожарной службы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не заключено. Таким образом, действующее Российское законодательство исключает возможность зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной безопасности Республики Казахстан, и, соответственно, назначение пенсии.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Запевалов Г.В. являлся пенсионером МВД Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ года. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № № департамента внутренних дел г. Алма-Аты и материалами пенсионного дела
ДД.ММ.ГГГГ года Запевалов Г.В. переехал на постоянное место жительства в г. Саратов.
ДД.ММ.ГГГГ года ему была прекращена выплата пенсии Государственным центром по выплате пенсии, что подтверждается справкой Департамента внутренних дел г. Алма-Аты от ДД.ММ.ГГГГ года №
28 июня 2012 года Запевалов Г.В. обратился в Главное Управление МВД России по Саратовской области с заявлением о назначении ему пенсии (копия заявления - в пенсионном деле).
Письмом ГУ МВД России по Саратовской области № № от 17.07.2012 года в пенсионном обеспечении ему было отказано в связи с тем, что Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ от 24.12.1993года обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников Соглашения, не входящих в систему органов внутренних дел (в частности МЧС), при переходе их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается на министерства внутренних дел Сторон.
Суд находит данные отказ необоснованным по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан 13 марта 1992 года.
Ответчик не учел, что распада СССР органы противопожарной службы существовали как в России, так и иных союзных республиках и входили в структуру Министерств внутренних дел. Впоследствии в Российской Федерации и Республике Казахстан органы противопожарной службы были переданы в ведение Министерств по чрезвычайным ситуациям.
При этом как в Республике Казахстан, так и Российской Федерации пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу и уволенных из органов противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям, производится по линии Министерства внутренних дел. В Российской Федерации пенсионное обеспечение указанных лиц, производится в порядке определяемом установленным Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г.) и осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (ст. 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 155 «О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» на правоотношения, возникшие по вопросам назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции распространено действие Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции от 6 декабря 2007 года) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 2 которого в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Соглашение от 13 марта 1992 года, как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников Содружества обязательств в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик в период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статья 1 Соглашения закрепляет принцип территориальности, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств- участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из содержания пункта 2 статьи 6 данного Соглашения следует, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается: во-первых, трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения.
В этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств- участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.
Вышеназванные положения нашли свое развитие в Соглашении о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ года (ратифицировано Российской Федерацией 9 июля 1999 года, Республикой Казахстан - 21 ноября 1994 года), согласно статье 2 которого в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу.
Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Вышеприведенные нормативно-правовые акты, принятые в Российской Федерации, регламентирующие условия и нормы назначения и выплаты пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, допускают зачет в выслугу лет службу в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям стран-участников Соглашения в качестве сотрудников, имеющих специальные знания.
Перечисленные Соглашения, не предусматривают необходимости принятия, каких либо дополнительных Соглашений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией для зачета в выслугу лет службу в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям стран-участников Соглашения в качестве сотрудников, имеющих специальные знания. Следовательно, возражения ответчика, относительно необходимости заключения соглашения о зачете в выслугу лет службы в органах противопожарной службы между Республикой Казахстан и Российской Федерации со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № № (в редакции от б декабря 2007 года) во внимание приняты быть не могут.
Статья 39 Конституции РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При таком положении при переезде на постоянное место жительство в Российскую Федерацию Запевалов Г.В. приобрел право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей».
Учитывая, что часть 2 ст. 53 названного выше Закона РФ предусматривает назначение пенсии за прошлое время со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, а истец обратился за её назначением в начале 2008 года, что ответчиком не оспаривается, пенсия Запевалову Г.В. подлежит назначению со дня возникновения права на неё, то есть с 1 марта 2012 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за ним права на пенсию за выслуг лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», возложении обязанности на ГУ МВД России по Саратовской области назначить Запевалову Георгию Владимировичу пенсионное обеспечение за выслуг лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Запеваловым Георгием Владимировичем право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Обязать ГУ МВД России по Саратовской области назначить Запевалову Георгию Владимировичу пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 10 сентября 2012 года.
Судья: Е.В. Аршинова