РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Аршиновой Е.В., при секретаре Тукашовой М.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бирюковой Татьяны Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, признании права на получение досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Бирюкова Т.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.02.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, являются матерями инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Ей 51 год, имеет страховой стаж более 30 лет. Ее сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно выписки из амбулаторной карты, находился на инвалидности с марта 1991 года по июль 1996 года, с диагнозом болезнь Пертеса левой головки левого бедра. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО11. поступил в САРНИИТО. 10 января 1990 год ему была сделана операция. ФИО12. было выдано свидетельство № № на ребенка - инвалида от ДД.ММ.ГГГГ года. С марта 1991 года по июль 1996 года она получала денежное пособие, в связи наличием, у нее ребенка инвалида с детства, в соответствии с приказом №1265 от 14.12.1978 г. раздел А пункт 3 подпункт 7.В связи с заболеванием, сын находился на домашнем обучении, требовал ухода, она вынуждена была работать по утрам, чтобы в течение дня иметь возможность заниматься сыном.На основании выписки из акта освидетельствования, в 1991 году согласно приказу №1265 от 14.12.1978 года раздел «А» пункт 3 подпункт 7 инвалидность признавалась в соответствии с перечнем заболеваний и патологических состояний в условиях поликлиники без направления детей в государственные учреждения медико-социальной экспертизы. В связи с тем, что акты освидетельствования в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы в период 1991 - 1996 годов не выдавались, Управление Пенсионного Фонда в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.Считает, что в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В связи с чем, с учетом уточнений, просит признать незаконным решение пенсионного органа № 61 об отказе в назначении ей пенсии, признании за ней права на назначениедосрочной трудовой пенсии по старости с 14 января 2009 года.
Бирюкова Т.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, действующая по доверенности ФИО13 поддержав письменный отзыв в удовлетворении исковых требований просила отказать, обосновывая тем, что истцом не представлено доказательств, что ее сын был признан ребенком-инвалидом.
Представитель третьего лица- МУЗ «Городская поликлиника №11», извещенный надлежащим образом в суд не явился.
Третье лицо- Бирюков В.П. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст.55 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В судебном заседании установлено, что 28.01.2009г. Бирюкова Т.Г. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, что никем не оспаривается.
Решением ГУ - УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах районе г. Саратова № 61 от 27.03.2009г. (представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что при указании года «2008» имела место техническая описка) истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку документ, подтверждающий инвалидность ребенка не представлен.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по возрасту и для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001г., право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком - инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).
Родители инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения возраста 8 лет, в соответствии со статьей 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации в равной мере имеют возможность воспользоваться правом на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом их свободного выбора. При этом действующее законодательство не связывает право на досрочное назначение пенсии по старости одного из родителей ребенка - инвалида с детства с согласием (волеизъявлением) второго родителя. Из указанного законоположения также не следует, что в случае реализации одним из родителей данного права второй родитель лишается такой возможности, так как трудовая пенсия может быть назначена ему досрочно в связи с прекращением выплаты трудовой пенсии другому родителю в случае его смерти или перехода на другой вид пенсии.
Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО15. являются ФИО16.
В соответствии с Порядком выдачи медицинского заключения на детей -инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР №1265 от 14.12.1979г., медицинское заключение оформляется за подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или заместителем главного врача и лечащего врача, заверяется круглой печатью и в 3-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребёнка (образец медицинского заключения прилагается). На руки родителям выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребёнка-инвалида направлено в отдел социального обеспечения.
Корешок медицинского заключения остается в лечебном учреждении, в котором проводилось освидетельствование и вклеивается в амбулаторную карту больного. Корешок содержит графы о дате и адресе районного (городского) отдела социального соцобеспечения, куда направлено медицинское заключение. Кроме того, сведения о направлении медицинского заключения в территориальный отдел соцобеспечения фиксируются в журнале регистрации.
Бланки медицинских заключений на детей-инвалидов хранятся у ответственного лица как документы строгой отчётности. Лицо, ответственное за учёт, получение, хранение и расход бланков медицинских заключений и их корешков назначается приказом по лечебно-профилактическому учреждению.
Согласно выписки из амбулаторной карты ФИО17, выданной МУЗ «Городская поликлиника№11» ФИО18. находился на инвалидности с марта 1991 -по июль 1996г. с диагнозом: болезнь <данные изъяты>. Состояние после ряда операционных вмешательств. Инвалидность была дана согласно приказу № 1265 от 14.12.1978г. раздел «А» пункт3 подпункт 7. Больному было выдано свидетельство №102 на ребенка-инвалида от 19.03.1991 года.
В соответствии с ответом на запрос суда МУЗ « Городская поликлиника №11» согласно приказу № 1265 от 14.12.1978г. раздел «А» пункт3 подпункт 7 инвалидность признавалась в соответствии с перечнем заболеваний и патологических состояний в условиях поликлиники без направления детей в государственное учреждение медико-социальной экспертизы. По медицинской документации (история развития ребенка) имеются данные о присвоении инвалидности ДД.ММ.ГГГГ. ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по адресу: <адрес>, решением ВКК было выдано свидетельство №102 на ребенка инвалида на основании справки САРНИИТО от 18.03.1991 года. Данные заносили в журнал ВКК.( журнал ВКК поликлиника представить не может, документация не сохранилась). Больной находился на инвалидности с марта 1991г- по июль 1996г. с диагнозом: <данные изъяты>. Состояние после ряда оперативных вмешательств. Периодически проходил курсы реабилитации. В дальнейшем по достижении 16 летнего возраста ребенок был передан под наблюдение подросткового врача, в поликлинику не обращался. В связи с вышеизложенным поликлиника документально подтвердить данные, представленные в ф.112 ( история развития ребенка) не может.
В соответствии с сообщением САРНИИТО, согласно имеющейся информации выдача свидетельств на инвалидность в 1991г. осуществлялась через решение КЭК ( клинико-экспертная комиссия) во время лечения больного в стационаре либо в поликлинике по месту жительства. В связи с переездом КЭК вся соответствующая документация по стационару, а также основополагающие приказы были из здания САРНИИТО перевезены.
Согласно справке МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 73» ФИО20. обучался в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №73» г. Саратова с 01.09.1987г. по 26.07.1995г. В связи с тяжелым состоянием здоровья обучался на дому в периоды : с 21.12.1989г. по 31.05.1990г.( приказ от 21.12.1989г. № № с 26.02.1991г. по 31.05.1991г.( приказ от 26.02.1991г. № № с 19.09.1991г. по 31.05.1992г.( приказ от 19.09.1991г. № №); с 01.09.1992г. по 31.05.1993г.( приказ от 03.09.1992г. № № В связи с тем, что ребенок являлся инвалидом детства, он был освобожден также от выпускных экзаменов за курс основной школы в 1995 году (приказ от 31.05.1995г. № №).
Оценив все имеющиеся доказательства в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ФИО21 являлся ребенком-инвалидом с марта1991г.- по июль 1996г., что подтверждается объяснениями самой Бирюковой С.В., не отрицается МУЗ «Городская поликлиника №11», указанными выше письменными доказательствами. Отсутствие у Бирюковой Т.Г. документов, оформленных в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № 1265 от 14.12.1979г. не является основанием для отказа в признании за Бирюковой Т.Г. права на досрочное назначении пенсии по старости, поскольку в амбулаторной карте имеются сведения о выдаче свидетельства №102 на ребенка инвалида. Кроме того, в силу п. 9 Порядка выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР №1265 от 14.12.1979г. ответственность за состояние всей работы по выдаче медицинских заключений на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет несет руководитель лечебно-профилактического учреждения. Бланки медицинских заключений хранятся у ответственного лица, как документы строгой отчетности. Лицо, ответственное за учет, получение, хранение и расходование бланков медицинских заключений и их корешков назначается приказом по лечебно - профилактическому учреждению. Лечащий врач, получивший бланки медицинского заключения и выдавший медицинское заключение, систематически сообщает (месяц, квартал) об остатке бланков лицу, ответственному за их хранение. Бирюкова Т.Г. в ходе рассмотрения дела поясняла, что в 1996 году инвалидность ФИО22. была снята в 1996 года. Согласно сообщению ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Саратовской области ФИО23. 28.11.1996 годы был освидетельствован бюро МСЭ и инвалидом не признан, акт освидетельствования представить не представляется возможным в связи с тем, что их срок хранения составляет 10 лет.
Бирюкова Т.Г. в ходе рассмотрения дела поясняла, что воспитанием сына (ребенка-инвалида ФИО24.) занималась она, супруг постоянно находился на работе. Ее объяснения подтверждаются показаниями свидетелей ФИО25 из которых следует, что уход и воспитание ФИО26 осуществляла его мать. Кроме того, ответчиком, данные обстоятельства не оспаривались.
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что ребенок- инвалид находился на воспитании (данное условие является обязательным для назначения пенсии) матери- Бирюковой Т.Г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 61 от 27.03.2009 года и признании за истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Истец просит признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с 14.01.2009 года. Вместе с тем, суд считает законным признать за Бирюковой Т.Г. право на назначение досрочной пенсии по старости с 28.01. 2009 года, поскольку в силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бирюковой Татьяны Геннадьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, признании права на получение досрочной пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 61 от 27.03.2009 года об отказе в назначении Бирюковой Татьяне Геннадьевне досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Бирюковой Татьяной Геннадьевной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 28 января 2009 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Бирюковой Т.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.В. Аршинова