о перерасчете выслуги лет при назначении пенсии



дело № 2-1996/12

Решение

Именем Российской Федерации

4 октября 2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Алиеве Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Калашникова Евгения Валентиновича к Главному Управлению МВД России по Саратовской области о признании незаконными действий по подсчёту выслуги лет и возложения обязанности произвести перерасчёт размера пенсии в соответствии с выслугой лет, включающей период приравненный к срочной службе по призыву в льготном исчислении,

установил:

Калашников Е.В. обратился с иском к Главному Управлению МВД России по Саратовской области о признании незаконными действий по подсчёту выслуги лет и возложения обязанности произвести перерасчёт размера пенсии в соответствии с выслугой лет, включающей период, приравненный к срочной службе по призыву с 1 августа 1991 года по 23 декабря 1993 года в льготном исчислении.

В судебное заседание истец не явился, о причинах неявки суд не уведомил и не просил отложить судебное заседание. В связи с чем суд признал неявку истца неуважительной и в соответствии с абзацем 2 ч. 2 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель истца поддержал требования своего доверителя. В обоснование ссылается на то, что Калашников Е.В., уволен из Внутренних войск приказом Главнокомандующего Внутренних войск от <данные изъяты> года. При увольнении выслуга составила 20 календарных лет и льготная 25 лет. При начислении пенсии ответчик не учёл годы учебы в Саратовском Военном институте ВВ МВД России, как время приравненное к срочной службе по призыву c l августа 1991 года по 23 декабря 1993 года, когда Калашников Е.В. являлся курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования. Между тем, в соответствии с Федеральным Законом РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Письма Министерства труда и социального развития РФ от 23 июня 1999 года № 4190 - BP, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается, как один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, при подсчёте пенсии в стаж для назначения пенсии не включено 2 года 4 месяца и 23 дня и общая выслуга лет должна составлять 27 лет 4 месяца 23 дня. За каждый год выслуги к пенсии добавляется 3% от денежного содержания военнослужащего и если учесть льготную выслугу ежемесячно истцу недоплачивают к пенсии 9%, то есть 2 722 руб. ежемесячно. При этом с октября 2011 года по август 2012 года включительно истец недополучил 29 942 руб.

Представитель ответчика иск не признал. Его возражения относительно требований истца сводятся к тому, что льготное исчисление периодов, приравненных к срочной службе по призыву производится исключительно при назначении пенсии государственным служащим и гражданским лицам.

Представитель третьего лица – Саратовского военного института Внутренних войск МВД России, полагает, что иск необоснован, поскольку истцом не учтено, что назначение пенсии сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, а также подсчёт выслуги лет, регулируются специальным законодательством, которое не предусматривает возможности учёта в льготном исчислении периодов обучения в военных образовательных учреждениях, приравненных к срочной службе по призыву.

Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, 22 сентября 2011 года Калашников Е.В., находясь в должности старшего преподавателя кафедры тактики Государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский военный институт внутренних войск МВД России», был уволен с военной службы.

Выслуга лет Калашникова Е.В. по состоянию на 23 сентября 2011 года составила в календарном исчислении 20 лет 01 месяц 21 день.

При этом в период с 1 августа 1991 года по 15 августа 1996 года он проходил обучение в Саратовском высшем военном командном Краснознаменном училище имени Ф.Э.Дзержинского МВД СССР.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном этим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Как видно из дела 23 декабря 1993 года с Калашниковым Е.В. был заключен контракт о прохождении военной службы в Министерстве внутренних дел. При этом в силу упомянутого выше закона, в период обучения с 1 августа 1991 года 22 декабря 1993 года, считается, что истец проходил действительную срочную военную службу, или военную службу по призыву.

При увольнении Калашникову Е.В. была назначена пенсия в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом в период с 1 августа 1991 года по 15 августа 1996 года обучения в Саратовском высшем военном командном Краснознаменном училище имени Ф.Э.Дзержинского МВД СССР был зачтён в выслугу лет истца в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст. 1.

Согласно ст. 18 названного Федерального закона, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Совета министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Пунктом 3 названного постановления установлен, перечь периодов военной службы, которые засчитываются в выслугу лет на льготных условиях.

Время обучения в военных образовательных учреждения, приравненное к прохождению срочной военной службы по призыву в данный перечень не включен.

Кроме того, п. 5 Постановления прямо предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, льготное исчисление периодов военной службы по призыву предусмотрено только для зачета в общий трудовой стаж, с учётом которого производится назначение и выплата пенсии по старости органами социальной защиты населения Российской Федерации, в порядке определяемом Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1.

При этом не могут быть приняты во внимание ссылки истца на разъяснения, данные в Письме Министерства труда и социального развития РФ от 23 июня 1999 года № 4190 – BP, по следующим основаниям.

Во вступительной части письма прямо указано, что его содержание является лишь мнением Министерства труда и социального развития РФ. Следовательно, данное письмо само по себе нормативным актом не является.

Из смыслового содержания данного письма следует, что, по мнению Министерства труда и социального развития РФ, действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, то есть из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, в письме выражено мнение о порядке зачисления действительной срочной военной службы, а также военной службы по призыву в стаж государственной службы, но не в выслугу лет военнослужащего.

Между тем, при увольнении из органов внутренних дел и с военной службы назначение пенсии, а также её выплата производятся с учётом не стажа государственной службы, а выслуги лет.

При этом, как указывалось выше порядок расчёты выслуги лет определяется специальным нормативным актом – Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», который не предусматривает возможности зачёта действительной срочной военной службы и военной службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении.

Поскольку истец получает пенсию, на основании закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а не в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1, он не приобрел права на включение периода прохождения срочной военной службы и военной службы по призыву в выслугу лет в льготном исчислении. Следовательно, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Калашникова Е.В. не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 и 321 ГПК РФ, суд

решил:

Калашникову Евгению Валентиновичу отказать в удовлетворении иска к Главному Управлению МВД России по Саратовской области о признании незаконными действий по подсчёту выслуги лет и возложения обязанности произвести перерасчёт размера пенсии в соответствии с выслугой лет, включающей период срочной службы в льготном исчислении.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 9 октября 2012 года.

судья А.А. Сидоровнин