дело № 2-1599/12
Решение
Именем Российской Федерации
22 октября 2012 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Алиеве Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Путиной Любовь Владимировны о признании незаконным решения № от <данные изъяты> Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложения обязанности включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы в ООО «Фанг» и в ООО «Дом здоровья», а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения,
установил:
Путина Л.В. обратилась с иском (с учётом уточнения требований), в котором просит признать незаконным Решение № от <данные изъяты> Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того просит обязать Управление Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы в ООО «Фанг» с 12 января 1999 года по 31 марта 1999 года и в ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 1 ноября 2005 года, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22 сентября 1997 года по 22 октября 1997 года и с 3 марта 2009 года по 3 апреля 2009 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения, то есть 28 апреля 2012 года.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержал. В обоснование своих требований ссылается на то, что 28 апреля 2012 года Путина Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в течение 30 лет.
Однако вышеназванным решение, ей было отказано в назначении пенсии из-за недостаточности стажа лечебной деятельности. При этом ответчик необоснованно не включил в стаж осуществления такой деятельности вышеперечисленные периоды работы, а также нахождения на курсах повышения квалификации.
Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требований, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, при этом стаж осуществления лечебной деятельности истца составил только 23 года 9 месяцев и 2 дня, что исключает право Путиной Л.В. на назначение досрочной пенсии по старости с 28 апреля 2012 года.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 28 апреля 2012 года Путина Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением № от <данные изъяты> Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова Путиной Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием только 23 года 9 месяцев и 2 дня, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не были включены периоды работы истца в ООО «Фанг» с 12 января 1999 года по 31 марта 1999 года и в ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 1 ноября 2005 года, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22 сентября 1997 года по 22 октября 1997 года и с 3 марта 2009 года по 3 апреля 2009 года.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пп. 20 п. 1. ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения; в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости, утверждаются Правительством РФ.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17 декабря 2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года, в соответствии со Списком профессий и должностей-работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066. С 14 ноября 2002 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Как следует из существа обжалуемого истцом решения, причиной не включения в стаж периодов работы истца в ООО «Фанг» с 12 января 1999 года по 31 марта 1999 года и в ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 1 ноября 2005 года, послужило несоответствие наименования указанных учреждений, а так же их форма собственности. Относительно соответствия должности, занимаемой истцом в спорные периоды – медицинская сестра, законодательству регулирующего включение лечебной деятельности в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, спора между сторонами не имеется.
Пунктом 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П Пот делу о проверке Конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмурдской Республики, Биробиджанского городского суда, Городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобам ряда граждан» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Из приведенного решения Конституционного Суда РФ вытекает, что при решении вопросов о пенсионных правах граждан осуществлявших лечебную деятельность, следует исходить не из формы собственности учреждения в котором они работали и его наименования, а исходя из характера профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях здравоохранения.Таким образом, сам по себе факт того, что истица осуществляла свою деятельность в учреждениях частной формы собственности - Обществам с ограниченной ответственностью, само по себе не является основанием для отказа включения периодов работы в таких учреждениях в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в силу Федерального закона от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 21 ноября 2011 года, № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинская деятельность и лечебная в частности, являются лицензируемыми видами деятельности. Следовательно осуществление такой деятельности может учитываться в стаж лечебной деятельности, при условии наличия у предприятия соответствующей лицензии.
Как установлено судом ООО «Фанг» в период с 12 января 1999 года по 31 марта 1999 года имела лицензию лишь на осуществление фармацевтической деятельности. Следовательно, указанный период был обоснованно не включен истцу в стаж работы по осуществлению лечебной деятельности независимо от того, какого рода деятельность осуществлялась Путиной О.В. в указанном учреждении.
ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 1 ноября 2005 года не имело лицензию на осуществлении медицинской деятельности в период с 4 апреля 2002 года (день истечения действия предыдущей лицензии) и до 5 июня 2002 года (день выдачи следующей лицензии). Следовательно, указанные периоды работы не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом не могут быть приняты во внимание доводы представителя истца, что в период с 4 апреля 2004 года по 5 июня 2002 года имела место пролонгация предыдущей лицензии, поскольку, как видно из лицензии, выданной 5 июня 2002 года ею не продлевалось действие предыдущей лицензии, а выдавалось новое разрешение на ведение лечебной деятельности.
Кроме того, как установлено судом Приказом № 10/39 Министерства здравоохранения Правительства Саратовской области с 1 октября 2003 года действие лицензии от 6 июня 2002 года было приостановлено, и возобновлена с 17 марта 2004 года. Следовательно, в указанный период независимо от того, осуществлял ли истец лечебную деятельность без лицензии, данный период работы не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение деятельности.
С учётом изложенного из периода работы истца в должности медицинской сестры ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 1 ноября 2005 года, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы истца с 1 апреля 1999 года по 3 апреля 2002 года, с 5 июня 2002 года по 30 сентября 2003 года, с 17 марта 2004 года по 1 ноября 2005 года. В остальной части данный период не может быть включен в стаж, поскольку деятельность осуществлялась без необходимой на то лицензии, то есть незаконно.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Статьей 197 названного кодекса установлено право работников на повышение квалификации.
Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Необходимость повышения квалификации среднего медицинского персонала, предусмотрена многочисленными законодательными актами, в частности Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 года № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003 года); Приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 16 ноября 2004 г.). Об обязательности повешения квалификации медицинских работников можно сделать вывод исходя из содержания раздела II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 года № 869.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 является необоснованной, так как согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Следовательно, Путина Л.В. была обязана проходить повышение квалификации в рамках исполнения им своих служебных обязанностей.
При этом ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, не упомянуты периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации.
При таких обстоятельствах, требования истца о включении времени нахождения на курсах повышения квалификации с 22 сентября 1997 года по 22 октября 1997 года и с 3 марта 2009 года по 3 апреля 2009 года в период работы в должности медицинской сестры в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городская поликлиника № 11» г. Саратова, подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как видно из решения № 261 от 25 мая 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, без учёта спорных периодов работы, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 23 года 9 месяцев и 2 дня, из необходимых 30 лет. С учётом включения в стаж периодов работы в ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 3 апреля 2002 года, с 5 июня 2002 года по 30 сентября 2003 года, с 17 марта 2004 года по 1 ноября 2005 года, а так же времени нахождения на курсах повышения квалификации с 22 сентября 1997 года по 22 октября 1997 года и с 3 марта 2009 года по 3 апреля 2009 года, стаж лечебной деятельности Путиной Л.В. составит 29 лет 10 месяцев и 18 дней, что недостаточно для удовлетворения требований о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по признанию истицы, после подачи документов в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова она прекратила работу по осуществлению лечебной деятельности. Следовательно, стаж лечебной деятельности Путиной Л.В., выработанный на день принятия ответчиком решения об отказе в назначении пенсии и на момент рассмотрения настоящего дела остался неизменным. Поэтому в части требований о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 28 апреля 2012 года следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 и 321 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным Решение № от <данные изъяты> Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова в части отказа включить Путиной Любовь Владимировне в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы в ООО «Дом здоровья» с 1 апреля 1999 года по 3 апреля 2002 года, с 5 июня 2002 года по 30 сентября 2003 года, с 17 марта 2004 года по 1 ноября 2005 года, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22 сентября 1997 года по 22 октября 1997 года и с 3 марта 2009 года по 3 апреля 2009 года.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 26 октября 2012 года.
судья А.А. Сидоровнин