признаниние незаконным отказа в назнчаении пенсии



дело № 2-2182/12

Решение

Именем Российской Федерации

24 октября 2012 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Оганесян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гамаюновой Наталии Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию со дня первоначального обращения за ней с включением в стаж лечебной деятельности времени нахождении на курсах повышения квалификации,

установил:

Гамаюнова Н.И. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным Решения комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 396 от 10 июля 2012 года и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1037 от 10 сентября 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности.

Кроме того истец просит обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 14 мая 2012 года, включив в стаж лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 сентября 1991 года по 8 января 1992 года и с 4 февраля 1992 года по 6 июля 1992 года.

В судебное заседание истец не явился, но от него поступило заявление, в котором он просит разрешить спор по существу в своё отсутствие.

Представитель истца иск поддержал в полном объеме. В обоснование требований указывает, что Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № 396 от 10 июля 2012 года истцу отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не были включены в льготном исчислении вышеперечисленные время нахождения на курсах повышения квалификации.

Отказ Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова в назначении пенсии, в связи с недостаточностью стажа лечебной деятельности, истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации исключены из стажа незаконно, поскольку согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

А согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Таким образом, курсы повышения квалификации должны включаться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку прохождение курсов является одним из условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. Кроме того, во всех случаях направления на курсы усовершенствования истцу оформлялось командировочное удостоверение, за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, а, следовательно, производились отчисления, в том числе и в пенсионный Фонд.

С учётом спорных периодов, на момент подачи заявления 14 мая 2012 года в Пенсионный фонд истцом был выработан необходимый стаж лечебной деятельности более 30 лет.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова иск не признал. В обоснование своих возражений ссылается на то, что требование о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, а также донорских дней необоснованно по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено включение в стаж лечебной деятельности периодов работы (т.е. периодов осуществления трудовых функций, обязанностей). Включение в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, донорских дней данными Правилами не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 выше указанных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды перевода на другую нельготную работу в связи с производственной необходимостью (п. 9) и в соответствии с медицинским заключением беременной женщины (п. 12), период испытания при приеме на работу (п. 10), период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) (п. 11), время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу (п. 14).

Таким образом, Правила содержат исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации данным Перечнем не предусмотрены.

Необходимо отметить, что КЗоТ РФ, так же не предусматривал включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках, донорских дней в специальный стаж, в том числе в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

Кроме того, учитывая, что КЗоТ РФ - совокупность норм общей части трудового права, а Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и принятые в его исполнение Постановления Правительства РФ, в том числе и Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2002 года №781 - совокупность специальных норм, которые регулируют определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, то вопрос включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации необходимо рассматривать с учетом Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, Разъяснения Министерства труда от 22 мая 1996 года №5, Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 которые не допускают включение вышеуказанных периодов в стаж лечебной деятельности.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, 14 мая 2012 года Гамаюнова Н.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № 396 от 10 июля 2012 года истцу отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно за 30 лет лечебной деятельности, по тем основаниям, что в стаж лечебной деятельности не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 10 сентября 1991 года по 8 января 1992 года и с 4 февраля 1992 года по 6 июля 1992 года, что повлекло недостаток стажа лечебной деятельности, необходимого для назначения досрочной пенсии.

Не включение в льготном исчислении вышеуказанных периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, является неправильным по следующим основаниям.

Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статьей 197 названного кодекса установлено право работников на повышение квалификации.

Пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 610 предусмотрено, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Необходимость повышения квалификации среднего медицинского персонала, предусмотрена многочисленными законодательными актами, в частности Приказом Минздрава РФ от 5 июня 1998 года № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003 года); Приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 16 ноября 2004 г.). Об обязательности повешения квалификации медицинских работников можно сделать вывод исходя из содержания раздела II Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 года № 869.

Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 медицинские работники не имеют право осуществлять соответствующие виды деятельности без прохождения курсов повышения квалификации. Ссылка пенсионного фонда на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 является необоснованной, так как согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

При этом ни в Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, не упомянуты периоды, когда работник находился на курсах повышения квалификации.

В силу приведенных норм Гамаюнова Н.И. была обязана проходить повышение квалификации в рамках исполнения им своих служебных обязанностей.

Факт прохождения курсов по повышению квалификации по занимаемой должности подтверждается приказом № 49 от 2 сентября 1991 года по МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» г. Саратова, согласно которому Гамаюнова Н.И. была командирована на специализацию с сохранением заработной платы на факультет усовершенствования врачей с 10 сентября 1991 года сроком на 4 месяца.

Согласно приказу № 1693 от 3 февраля 1992 года истец откомандирован в ФУВ с 4 апреля 1992 года по 6 июля 1992 года с сохранением заработной платы по месту основной работы, что указано в карточке-справке МУЗ «Детская городская поликлиника № 4» г. Саратова.

При таких обстоятельствах, требования истца о включении времени нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как видно из решения № 396 от 10 июля 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, без учёта спорных периодов работы, стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 29 лет 6 месяцев и 7 дней, из необходимых 30 лет. В таком случае, при включении в стаж в льготном исчислении времени его нахождения на курсах повышения квалификации с 10 сентября 1991 года по 8 января 1992 года и с 4 февраля 1992 года по 6 июля 1992 года, необходимый стаж для назначение досрочной пенсии по старости у Гамаюновой Н.И. имеется, что представителем ответчика не оспаривается.

Руководствуясь ст. 194-198 и 336-338 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным Решение комиссии по пенсионным вопросам при Управлении Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова № 396 от 10 июля 2012 года и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1037 от 10 сентября 2012 года, об отказе Гамаюновой Наталии Ивановне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением в течение 30 лет лечебной деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова назначить Гамаюновой Наталии Ивановне досрочно трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 14 мая 2012 года, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 10 сентября 1991 года по 8 января 1992 года и с 4 февраля 1992 года по 6 июля 1992 года.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в Саратовский областной суд, через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения – 29 октября 2012 года.

судья А.А. Сидоровнин