привлечение к административной ответственности



Дело *** \10

РЕШЕНИЕ

05 августа 2010 г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе судьи Литвиновой М.В.,

с участием помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова - Мишина А.Н.,

лица, привлеченного к административной ответственности - управляющего Товарищества собственников жилья № 1 Фрунзенского района г. Саратова Ботякова В.Б.,

представителя Ботякова В.Б. - Беловой С.В.,

представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области - Чебыкина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего Товарищества собственников жилья № 1 Фрунзенского района г. Саратова Ботякова Вячеслава Борисовича, *** года рождения, уроженца *** области, проживающего по адресу: ***, ***, ***, ***, на постановление мирового судьи судебного участка *** Фрунзенского района г. Саратова от 08 июля 2010 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г.Саратова от 08 июля 2010 г. управляющий Товарищества собственников жилья № 1 Фрунзенского района г. Саратова Ботяков В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год. Данное правонарушение совершенно при следующих обстоятельствах.

21.06.2010 года в ходе проверки, проведенной прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова, с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Саратовской области в Товариществе собственников жилья - 1 Фрунзенского района г. Саратова (далее ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова) было установлено нарушение требований статей 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: по состоянию на 15.06.2010 года имелась задолженность по заработной плате работникам предприятия, за май 2010 года, в сумме 231 841 руб. 97 коп. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка в ТСЖ-1 Фрунзенского района заработная плата выплачивается два раза в месяц, 15 и 30 числа каждого месяца. Однако проверка показала, что фактически заработная плата выплачивается один раз в месяц - 30 числа. За несвоевременную выплату заработной платы за период с 01.03.2010 года по 21.06.2010 года в нарушение требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации ни одному работнику предприятия не начислялась и не выплачивалась компенсация. Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Ранее, 16.04.2010 года управляющий ТСЖ -1 Фрунзенского района г. Саратова Ботяков В.Б. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за аналогичное правонарушение и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, управляющий Ботяков В.Б. обратился в суд с жалобой, просит отменить постановление мирового судьи, как незаконное и не обоснованное, поскольку при вынесении данного постановления не учтено, что Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией. Единственным источником поступления денежных средств является поступление денежных средств от жителей и юридических лиц, находящихся на обслуживании организации, из которых производится оплата расходов по договорным обязательствам, за обслуживание содержания домов, выплачивается заработная плата сотрудникам. В суде было установлено, что на момент составления протокола об административном правонарушении - 22 июня 2010 года в ТСЖ-1 на расчетных счетах отсутствовали денежные средства. Задолженность по заработной плате образовалась в виду объективных причин, так как жилищно-коммунальные услуги населением своевременно не оплачиваются. Задолженность собственников помещений составляет около 6500000 рублей. В настоящее время принимаются меры по взысканию задолженности в судебном порядке в сумме около 1500000 рублей. В службах судебных приставов находятся на исполнении исполнительные листы о взыскании с должников денежных средств в пользу ТСЖ -1 Фрунзенского района. Однако мировой судья данные обстоятельства не учел. Кроме того, на момент принятия мировым судьей решения задолженность была полностью погашена. Перед проведением проверок со счета предприятия были сняты денежные средства около 500000 рублей в счет погашения задолженности перед МУПП «Саратовводоканал». Не оспаривая, что является субъектом административного правонарушения, должностным лицом, полагает, что его вина в совершении административного правонарушения не доказана, отсутствует объективная сторона данного правонарушения и умысел на нарушение действующего законодательства о труде. В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относится отсутствие состава административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств перечисленных в указанной статье, в связи, с чем постановление мирового судьи судебного участка подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова - Мишин А.Н., представитель Государственной инспекции труда в Саратовской области Чебыкина А.Е. просили постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу управляющего Ботякова В.Б. без удовлетворения, так как вина его по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ объективно нашла свое подтверждение. 21.06.2010 года в ходе проверки, проведенной прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова, с привлечением специалистов Государственной инспекции труда в Саратовской области, в ТСЖ -1 Фрунзенского района г. Саратова было установлено нарушение требований статей 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: по состоянию на 15.06.2010 года в ТСЖ -1 Фрунзенского района г. Саратова имелась задолженность по заработной плате работникам предприятия за май 2010 года в сумме 231 841 руб. 97 коп. За несвоевременную выплату заработной платы за период с 01.03.2010 года по 21.06.2010 года, в нарушение требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, ни одному работнику предприятия не начислялась и не выплачивалась компенсация. Ранее, 16.04.2010 года управляющий ТСЖ - 1 Фрунзенского района г. Саратова Ботяков В.Б. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за аналогичное правонарушение и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Ботяков В.Б. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление мирового судьи, прекратить производство по делу в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ, пояснив, что заработная плата своевременно не выплачивалась по причине отсутствия денежных средств. В настоящее время долг погашен, однако мировым судьей данные обстоятельства учтены не были. ТСЖ-1 некоммерческой организацией и единственным источником поступления денежных средств является поступление от жителей и юридических лиц, находящихся на обслуживании организации. Из данных денежных средств оплачиваются все расходы по договорным обязательствам, обслуживаются содержания домов, выплачивается заработная плата сотрудникам. На момент составления протокола об административном правонарушении - 22 июня 2010 года в ТСЖ-1 на расчетных счетах отсутствовали денежные средства. Задолженность по заработной плате образовалась в виду объективных причин, так как жилищно-коммунальные услуги населением своевременно не оплачиваются и задолженность составляет около 6500000 рублей, в связи, с чем в настоящее время принимаются меры по взысканию задолженности в судебном порядке в сумме около 1500000 рублей. Перед проведением проверок со счета предприятия были сняты денежные средства около 500000 рублей в счет погашения задолженности перед МУПП «Саратовводоканал». Ранее, 16.04.2010 года он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 4000 рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за невыплату заработной платы, но штраф оплатил. Полагает, что им были приняты все меры для выплаты заработной платы работникам предприятия.

Представитель Ботякова В.Б. - Белова С.В. доводы Ботякова В.Б. поддержала, пояснив, что управляющим Ботяковым В.Б. приняты все меры для погашения задолженности по заработной плате и в настоящее время задолженность погашена. Однако в виду сложного финансового положения ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова после проведенной в апреле 2010 года проверки и привлечения управляющего Ботякова В.Б. к административной ответственности, не смог выплатить всю сумму задолженности, так как Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией и единственным источником поступления денежных средств является их поступление от жителей и юридических лиц, находящихся на обслуживании организации. Своевременно жильцы оплату жилищно-коммунальных услуг не производя, в связи, с чем в настоящее время задолженность взыскивается в судебном порядке.

Рассмотрев указанную жалобу, выслушав управляющего ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова - Ботякова В.Б., его представителя, заслушав свидетеля Шуваеву О.В., проверив материалы в полном объеме, суд не усматривает оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, так как в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, в постановлении мирового судьи сделан обоснованный вывод о виновности управляющего ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова Ботякова В.Б. в совершении административного правонарушения, его действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, как нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

К трудовому законодательству относятся наряду с указанным Кодексом, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, которыми осуществляется регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся наряду с законами субъектов Федерации также и локальные нормативные акты, принимаемые работодателем в соответствии со статьей 8 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, в условиях отвечающих требованиям безопасности, на вознаграждение за труд.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 КоАП РФ, являются трудовые права граждан. Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает законодательство о труде, действующее на территории Российской Федерации, закрепляющее, в том числе, право без задержек получать заработную плату, другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме, как действия, так и бездействия - невыплата зарплаты. Оконченным правонарушение считается с момента совершения действий или бездействия. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица, а субъективная сторона этого правонарушения характеризуется и умышленной, и неосторожной формой вины.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что для квалификации действий должностного лица по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде в течение 1года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Таким образом, в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ законодатель указывает квалифицирующее (т.е. отягчающее меру ответственности) обстоятельство, а именно то, что должностное лицо ранее уже привлекалось к административной ответственности.

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил (в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N5 от 24.03.2005 г.), что под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно -хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организацией, несут административную ответственность как должностные лица.

В судебном заседании установлено, что Ботяков В.Б. является управляющим ТСЖ № 1 Фрунзенского района, что никем не оспаривается и подтверждается материалами дела. Следовательно, мировой судья правильно указал, что он несет административную ответственность.

Согласно пункту 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (статья 236 ТК РФ).

Вина должностного лица - Ботякова В.Б. в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно:

-постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22.06.2010 года, согласно которому в ходе проверки, проведенной прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова совместно со специалистами Государственной инспекции труда в Саратовской области в ТСЖ № 1 Фрунзенского района г. Саратова было установлено нарушение требований статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в невыплате заработной платы работникам предприятия за май 2010 года по состоянию на 15.06.2010 года в сумме 231 841 рублей 97 копеек, а также в нарушение требований статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не начислена и не выплачена компенсация работникам за несвоевременную выплату заработной платы за период времени с 01.03.2010 года по 21.06.2010 года. Ранее, 16.04.2010 года Ботяков В.Б. был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ за аналогичное правонарушение;

актом проверки от 21.06.2010 года соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из которого следует, что в ТСЖ № 1 Фрунзенского района г. Саратова выявлены нарушения трудового законодательства, а именно: наличие задолженности по заработной плате в размере 231 841 рублей 97 копеек перед 35 работниками за май 2010 года по состоянию на 15.06.2010 года. Кроме того, в нарушение статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата за март выплачена 27.04.2010 года, заработная плата за апрель выплачена 02.06.2010 года. В нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация за несвоевременную выплату заработной платы с 01.03.2010 года по 21.06.2010 года ни одному работнику не начислена и не выплачена;

постановлением *** от *** года о привлечении Ботякова В.Б. к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 4000 рублей, из которого следует, что в ТСЖ № 1 Фрунзенского района г. Саратова, в нарушение статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 13.04.2010 года имеется задолженность по заработной плате за март 2010 года в сумме 264 002 рублей перед 39 работниками; в нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация за несвоевременную выплату заработной платы ни одному из работников не начислена и не выплачена;

объяснениями Ботякова В.Б., данными им при рассмотрении дела, о том, что заработная плата не выплачивалась по причине отсутствия денежных средств; 16.04.2010 года он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 4000 рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ также за невыплату заработной платы, штраф оплатил в июне 2010 г.,

показаниями свидетеля Шуваевой О.В., пояснившей, что имела место задержка выплаты заработной платы сотрудникам ТСЖ-1 Фрунзенского района, на что ей жаловался при встрече дворник.

Какие-либо другие доказательства у суда отсутствуют.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Анализируя указанные выше нормы права и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица - Ботякова В.Б. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, как нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Показания допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля Шуваевой О.В. суд принимает во внимание, однако к доказательствам, как к подтверждающим невиновность управляющего Ботякова В.Б., относится критически. Показания свидетеля и указанные им фактические данные не свидетельствуют об отсутствии в действиях Ботякова В.Б. состава инкриминируемого ему административного правонарушения, а также противоречат совокупности иных собранных по делу доказательств.

Позиция Ботякова В.Б. расценивается судом как способ избранной защиты, а затруднительное финансовое положение ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова не может являться основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности по статье 24.5 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины должностного лица - Ботякова В.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ. При этом доказательства, положенные в основу признания его виновным по данной статье, у суда сомнений в достоверности не вызывают. Оснований для отмены постановления мирового судьи, в связи с нарушением норм материального либо процессуального права, не имеется, оснований для переквалификации действий Ботякова В.Б. не имеется, нарушений правил подведомственности рассмотрения не установлено. Наказание Ботякову В.Б., как должностному лицу, назначено в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного и является справедливым.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фрунзенского района г. Саратова от 08 июля 2010 года в отношении должностного лица - управляющего ТСЖ -1 Фрунзенского района Ботякова Вячеслава Борисовича о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения.

Судья: