Дело №
РЕШЕНИЕ
02 декабря 2010 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Литвинова М.В.,
рассмотрев жалобу председателя Жилищно-строительного кооператива «Ярославна-1» Сергеева Валерия Евгеньевича на постановление Средне- - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от 09 ноября 2010 года о привлечении к административной ответственности юридического лица - Жилищно-строительный кооператив «Ярославна-1» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Средне- - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору (Средне-Волжское управление «Ростехнадзора») от 09.11.2010 г. юридическое лицо - Жилищно-строительный кооператив «Ярославна-1» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в размере 20000 рублей.
Во Фрунзенский районный суд г. Саратова поступила жалоба председателя Жилищно-строительного кооператива «Ярославна-1» - Сергеева В.Е. на постановление Средне- - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от 09.11.2010 г. о привлечении к административной ответственности юридического лица - Жилищно-строительный кооператив «Ярославна-1» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Представитель ЖСК «Ярославна-1» считает, что данное постановление подлежит отмене, поскольку в нарушении требований КоАП РФ о соразмерности наказания и других обстоятельствах, влияющих на размер наказания, Управление не приняло во внимание, что в 2008-2009 годах ЖСК был включен в федеральную программу по капитальному ремонту жилого фонда. Согласно программе лифт в <адрес> в <адрес> подлежал замене, однако денежные средства не поступили на указанные цели. С учетом вынесенного предписания, в котором указаны недостатки по эксплуатации лифта, ЖСК обязуется в кротчайшие сроки провести все необходимые работы.
В судебном заседании представитель Жилищно-строительного кооператива «Ярославна-1» - Сергеев В.Е., действующий на основании Устава, поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от 09.11.2010 г., пояснив, что с 15.10.2010 г. действует Постановление Правительства Российской Федерации № 782 от 02.10.2009 г., которым утвержден Технический регламент безопасности лифтов, поэтому при составлении протокола об административном правонарушении и, вынося Постановление о привлечении к административной ответственности ЖСК «Ярославна-1», главный государственный инспектор Чердаков С.Г. должен был руководствоваться именно данным регламентом, а не «Правилами устройства и безопасности эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03, не действовавшими на момент проведения проверки и привлечения к административной ответственности. Новый технический регламент не требует в настоящее время от ЖСК осуществление контроля за работой лифтов менно таким образом, как указано в предписании. Отраженные в акте проверке и постановлении нарушения о том, что в помещениях не указано назначение выключателей, не установлена розетка для электроинструмента (нарушение статей 6.6.3, 6.6.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03), а также то, что в кабинах лифтов отсутствуют Правила пользования лифтами не включены в Технический регламент, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г.№782.
Представитель Средне- - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору - Балакшин А.В., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении жалобы ЖСК «Ярославна-1» отказать, считая, что постановление о привлечении юридического лица по части1 статьи 9.1 КоАП РФ к административной ответственности является законным и обоснованным, не отрицая при этом, что с 15.10.2010 г. действует Постановление Правительства Российской Федерации № 782 от 02.10.2009 г., которым утвержден Технический регламент безопасности лифтов, а в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении ЖСК «Ярославна - 1» к административной ответственности имеется ссылка на ПБ 10-558-03.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, представленный подлинный административный материал, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, судья считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что 04.10 2010 г. Средне- - Волжское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому надзору издало распоряжение за № 2606-р, согласно которому главный государственный инспектор отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями по Саратовской области - Чердаков С.Г. назначен лицом, уполномоченным на проведение плановой проверки ЖСК «Ярославна-1» (л.д. 23-25).
Согласно акту проверки Средне- - Волжского управления Федеральной службы по экологическому,технологическому надзору от 21.10.2010 г. (л.д. 25-26), в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами: контроль за работой лифтов осуществляется с пульта устаревшей конструкции (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году; статья 13.6 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ10-558-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03г.№31, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.03 г. за № 4597); в машинных помещениях не указано назначение выключателей, не установлена розетка для электроинструмента (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году и статьи 6.6.3, 6.6.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03); в кабинах лифтов отсутствуют Правила пользования лифтами (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году и статья 12.11 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03), в связи, с чем 21.10.2010 г. вынесено предписание № 050-10/10-Ч об устранении выявленных недостатков.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
Согласно протоколу об административном правонарушении № 001581-с от 28.10.2010 г., составленному Средне- - Волжским управлением Федеральной службы по экологическому,технологическому надзору в отношении юридического лица - ЖСК «Ярославна-1», указанное юридическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку контроль за работой лифтов осуществляется с пульта устаревшей конструкции (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году; статья 13.6 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ10-558-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03г.№31, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.03 г. за № 4597 (л.д. 21). Какие-либо другие обстоятельства в указанном протоколе установлены не были по факту совершения юридическим лицом административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; а также иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 г. № 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, в соответствии с пунктом 12.1 которых эксплуатирующая организация (владелец лифта) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных правоотношений относятся установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Лифты в многоквартирном доме в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, товариществами собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и т.д.
В силу части 1 статьи 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства ЖСК, управляющий по поручению членов ЖСК многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация, обязан обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Постановлением № 001581-С от 09.11.2010 г. юридическое лицо - ЖСК «Ярославна-1» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Описание события административного правонарушения предусматривает указание на время, место совершения административного правонарушения, его обстоятельства и признаки, образующие состав административного правонарушения.
Однако, в нарушение указанных требований закона, в постановлении об административном правонарушении от 09.11.2010 г. не описаны объективная и субъективная стороны административного правонарушения. Как следует из протокола об административном правонарушении, ЖСК «Ярославль-1» был привлечен к административной ответственности за нарушение соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного объекта жилищного фонда (лифта) и обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами: контроль за работой лифтов осуществляется с пульта устаревшей конструкции (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году; статья 13.6 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ10-558-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.03г.№31, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.05.03 г. за № 4597); в машинных помещениях не указано назначение выключателей, не установлена розетка для электроинструмента (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году и статьи 6.6.3, 6.6.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03); в кабинах лифтов отсутствуют Правила пользования лифтами (нарушены: статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого Государственной Думой 20.06.1997 году и статья 12.11 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03). Однако протокол об административном правонарушении составлен только лишь за осуществление контроля за работой лифтов с пульта устаревшей конструкции. Нарушение каких-либо других норм и правил ЖСК «Ярославль - 2» не вменялось. Ссылка в протоколе об административном правонарушении на «пункт 2. См акт проверки от 21.10.2010 г. № 050-10/10-4» не может служить основанием, которое бы позволяло суду сделать вывод о том, чтособлюдены все требования при составлении указанного документа, предусмотренные частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно отражены все необходимые сведения для разрешения данного дела.
Судом установлено, что с 15.10.2010 г. действует Постановление Правительства Российской Федерации № 782 от 02.10.2009 г., которым утвержден Технический регламент безопасности лифтов, поэтому при составлении протокола об административном правонарушении и, вынося постановление о привлечении к административной ответственности ЖСК «Ярославна-1» 09.11.2010 г., главный государственный инспектор Чердаков С.Г. должен был руководствоваться именно данным регламентом, а не «Правилами устройства и безопасности эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03, которые не действовали на момент проведения проверки и привлечения к административной ответственности. Указанные в акте проверке и постановлении нарушения о том, что в помещениях не указано назначение выключателей, не установлена розетка для электроинструмента (нарушение статей 6.6.3, 6.6.5 «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03), а также то, что в кабинах лифтов отсутствуют Правила пользования лифтами, не включены в Технический регламент, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г.№782.
Данные процессуальные нарушения являются существенными, препятствующими всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела по существу. На основании изложенного, в виду существенного нарушения процессуальных требований, установленных законом при рассмотрении дела об административном правонарушении, постановление от 09.11.2010 г. о привлечении к административной ответственности юридического лица - ЖСК «Ярославна-1» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение в Средне- - Волжское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № 001581-С от 09.11.2010 г. о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - Жилищно-строительный кооператив «Ярославна-1» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей - отменить и административное дело возвратить на новое рассмотрение в Средне- - Волжское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии решения.
Судья: