жалоба на постановление об административном правонарушении



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Аршинова Е.В., при секретаре Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Матыциной Татьяны Вячеславовны на постановление об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № № начальника ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова от 18.01.2011г. директор ООО «<данные изъяты> Матыцина Т.В. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей. В постановлении о назначении административного наказания указано, что должностными лицами ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, на основании поручения № № от 06.12.2010г., проведена проверка по вопросам полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 01. 10.2010г. по 06.12.2010г в ООО "<данные изъяты> расположенном по адресу: г. <адрес>

При осуществлении проверки по вопросам полноты учета выручки установлено, что ООО «<данные изъяты> осуществляет работу с денежной наличностью, в том числе производит прием денежных средств в кассу предприятия и выплату денежных средств на заработную плату, выдачу в подотчет на расходы, а также ежедневное хранение остатка денежных средств в пределах лимита остатка кассы в кассе организации, что подтверждается первичными кассовыми документами: за период с 01.10.2010г. по 06.12.2010г.; приходными и расходными кассовыми ордерами за вышеуказанный период, без специально оборудованной кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), соответствующего требованиями пункта 29 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993г. № 40, (с последующими изменениями и дополнениями)) и приложения № 3 к «Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации" (утвержденных решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993г. № 40, (с последующими изменениями и дополнениями) (имеющееся у ООО"<данные изъяты> изолированное помещение не соответствует вышеуказанным требованиям «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»). В соответствии, с вышеуказанными требованиями к специально оборудованным изолированным помещениям кассы, организации и предприятия обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей в помещении кассы, которое должно отвечать определенным требованиям, в том числе иметь, в обязательном порядке, сейф (металлический шкаф) для хранения денег прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами, иметь входные двери, обитые с двух сторон сталью и имеющие не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков, которые (двери) должны быть дополнительно защищены изнутри решетчатыми металлическими дверями или раздвижными металлическими решетками. Помещение кассы так же должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны, доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Матыцина Т.В. обратилась с жалобой, в которой просит изменить постановление от 18 января 2011г. ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, снизив ей меру ответственности до предупреждения,

В ходе рассмотрения дела Матыцина Т.В. просит отменить постановление от 18 января 2011г. ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова о назначении административного наказания в виде штрафа 4000 рублей в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, освободить ее от административной ответственности ввиду его малозначительности. Суд расценивает их как дополнения к ранее поданной в срок жалобе.

В судебном заседании Матыцина Т.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней обстоятельствам. Пояснила, что заинтересованное лицо постановило признать ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ и назначило ей наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. Не согласившись с избранной заинтересованным лицом мерой ответственности она обратилась в суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что данное правонарушение является малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ. Порядок работы с денежной наличностью в РФ установлен Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации № 14-П от 05 января 1998 года, утвержденного Советом директоров Банка России (протокол от 19 декабря 1997 года № 47).В ходе проверки, проведенной заинтересованным лицом в ООО «<данные изъяты> нарушений Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации № 14-П от 05 января 1998 года установлено не было. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации был утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года № 40.Пунктами 3, 29 названного Порядка установлено, что руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.Касса в ООО «<данные изъяты>» представляет собой специальное помещение, предназначенное исключительно для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, которое изолировано от других служебных и подсобных помещений. Помещение кассы в ООО «<данные изъяты>» имеет капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки. В помещении кассы ООО «<данные изъяты>» имеется специальный шкаф - сейф для хранения денег, встроенный в стену, снабженный железными дверями, оборудованными замком, имеются крепления к стенам, поскольку он является встроенным в стену помещения. Организация ООО «<данные изъяты> проработала менее одного года и для организации своей работы арендовало помещение, что подтверждается прилагаемым договором безводмездного пользования нежилым помещением.

Заявитель начал коммерческую деятельность, связанную с оказанием медицинских услуг населению лишь в апреле 2010 года, то есть менее одного года назад. Этому предшествовал подготовительный период, связанный с открытием стоматологической клиники, осуществлением крупных инвестиционных вложений, направленных на выполнение всех условий лицензирования. В совокупности названные обстоятельства повлияли на уровень платежеспособности предприятия, который не позволил профинансировать в полном объеме все необходимые текущие расходы предприятия в первые месяцы осуществления коммерческой деятельности. Из-за того, что организация проработала менее одного года, соответственно, не успела полностью оборудовать кассовое помещение, однако, на момент проверки ООО «<данные изъяты>» был заключен договор подряда от 28.12.2010 г. с ООО «Сириус» согласно которому подрядчик обязуется изготовить и установить решетчатую металлическую дверь, увеличить прочность двери за счет использования предохранительной уголковой планки, массивных дверных петель, торцевых крюков со стороны петель, усиления дверного полотна и установки дополнительных замков, обить входную дверь с двух сторон листовой сталью. На момент проведения проверки данный договор исполнен не был, но в настоящее время данные нарушения устранены. Заявитель не накапливал в кассе наличные денежные средства, вся наличная выручка предприятия, либо сдавалась им в банк, либо с разрешения банка расходовалась на выплату заработной платы сотрудникам или на хозяйственные нужды, согласно прилагаемого расчета на установление предприятию лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2011 год. Переходящий со дня на день остаток денежных средств в кассе предприятия в проверяемый период всегда был незначительным, не превышал установленного банком лимита, либо как следует из прилагаемой кассовой книги за декабрь 2010 г. составлял нулевой баланс на конец рабочего дня. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» заключен договор № 76 на оказание услуг охраны объектов, оборудованных средствами охранно-пожарной сигнализации от 07.08.2009 г. с ООО ЧОП «Скорпион» с оборудованием кнопки сигнализации «Тревога» в связи с чем, риск для совершения хищения минимальный. Таким образом, наличие охраны, тревожной кнопки, оборудованной кассовой комнаты, наличие сейфа, отсутствие в кассе денежных средств сверх установленного лимита и фактически нулевой баланс на конец рабочего дня свидетельствует о минимальных предпосылках для совершения хищения. А выявленные при проверке нарушения в оборудовании кассы не представляют существенной угрозы охраняемым обществом отношениям и в настоящее время исправлены. Отсутствие на момент проверки огнетушителя вызвано уважительными причинами в связи с тем, что огнетушитель с 28.12.2010 г. по 11.01.2011 г. находился на перезарядке в предприятии «Вулкан плюс», что подтверждается прилагаемой справкой.

Представитель ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, поддержав письменный отзыв, просит оставить постановление ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова без изменения, а жалобу Матыциной Т.В. без удовлетворения.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения Матыциной Т.В., представителя ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, суд приходит к следующему выводу.

В статье 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 Порядка).

В пункте 3 Порядка установлено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций в РФ руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законом порядке ответственность. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

-быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

-располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

-иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

-закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;

-оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;

-иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

Буквальное толкование указанных норм права свидетельствует о том, что порядок хранения свободных денежных средств, за несоблюдение которого установлена административная ответственность по статье 15.1. КоАП РФ, включает в себя не только хранение свободных денежных средств в учреждениях банков, но и оборудование на предприятиях соответствующих помещений кассы.

Постановлением № 6455-12-12-0002(К)/11 начальника ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова от 18.01.2011г. директор ООО «<данные изъяты> Матыцина Т.В. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей, в соответствии с которым установлено, что Матыциной Т.В.- директором ООО«<данные изъяты>», нарушена обязанность, предусмотренная пунктами 3 и 29 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993г. № 40, (с последующими изменениями и дополнениями)) и приложением № 3 к "Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации» (утвержденных решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993г. № 40, (с последующими изменениями и дополнениями)), а именно: обязанность по установке в помещении кассы сейфа (металлического шкафа) для хранения денег прочно прикрепленного к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;обязанность по установке в помещении кассы входной двери, обитой с двух сторон сталью и имеющей не менее двух врезных несамозащелкивающихся замков; обязанность по установке дополнительной защиты входной двери кассы в виде решетчатой металлической двери или раздвижных металлических решеток; обязанность по оборудованию изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, входные двери, которые во время совершения операций заперты с внутренней стороны, доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Ответственность за соблюдения вышеназванного законодательства возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Таким образом, по вине руководителя Общества не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении.

Совершение Матыциной Татьяной Вячеславовной- директором ООО "<данные изъяты> вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: актом проверки № 000010от 30.12.2010г; протоколом опроса свидетеля от 14.12.2010г.; протоколом осмотра от 14.12.2010г.; фотосъемка от 14.12.2010г.: первичными кассовыми документами:: приходный кассовый ордер (далее по тексту п/о) п/о №№ от 17.11.2010г. на сумму 3860руб.00коп.; п/о № от 29.11.2010г. на сумму 6335руб. 00коп.; п/о №№ от 23.11.2010г. на сумму 900руб. 30коп.; п/о № 30.11.2010г. на сумму 3700руб. 00коп.; п/о № от 01.12.2010г. на сумму 4030руб.00коп. расходный кассовый ордер (далее по тексту р/о) №№ от 04.10.2010г. на сумму 9075руб.00коп.; р/о №№ от 05.10.2010г. на сумму 9330руб.00коп.; р/о № от 11.10.2010г. на сумму 5100руб.00коп.; р/о №№ от 17.11.2010г. на сумму 3000руб.00коп.; р/о №№ от 29.11.2010г. на сумму 7350руб.00коп.,- р/о №№ от 30.11.2010г. на сумму 4402руб.00коп.; р/о № от 01.12.2010г. на сумму 4402руб.00коп.

Учитывая изложенное, должностное лицо ИФНС правильно квалифицировало допущенное директором ООО «<данные изъяты>» Матыциной Т.В. административное правонарушение по ст. 15.1 КоАП РФ- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.

Вывод о наличии в ее действиях указанного состава административного правонарушения обоснован, оснований для отмены постановления начальника ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Саратова не имеется.

Доводы жалобы о том, что в Обществе отсутствуют свободные денежные средства не может быть принят во внимание, поскольку из приведенных выше правовых норм следует, что отсутствие в Обществе надлежаще оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств независимо от совершения операций с наличными денежными средствами на момент выявления такого нарушения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного нарушения не могут быть приняты во внимание.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. №5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административно правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размере вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не является обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Из представленных материалов следует, что Матыцина Т.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ. Объектом данного правонарушения являются правоотношения в сфере организации наличного денежного обращения в РФ. Посягательство на интересы государства и граждан в указанной отрасли имеют высокую степень общественной опасности.

При изложенных обстоятельствах с учетом характера допущенных нарушений совершённое Матыциной Т.В. правонарушение нельзя признать малозначительным, не причинившим значительного ущерба охраняемым общественным правоотношениям.

Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, а именно: ООО « <данные изъяты> начало коммерческую деятельность, связанную с оказанием медицинских услуг населению только в апреле 2010 года, установление металлической двери в соответствии с требованиями после проведения проверки могут учитываться при назначении Матыциной Т.В. административного наказания.

Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 руб. 00 коп. суд находит назначенным с учетом характера совершенного правонарушения и личности виновного, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

При таких обстоятельствах и в соответствии с требованиями положений абз.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова от 18.01.2011 г. № № которым директора ООО «<данные изъяты> Матыцина Татьяна Вячеславовна, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Матыциной Т.В.-без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд, с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Судья ФИО5