Дело № 2 – 1169/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2010 года г. Фокино
Фокинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи – Королевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания – Петровой Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС РФ № Номер обезличен по Приморскому краю к Токареву А.П. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС РФ № Номер обезличен по Приморскому краю (далее МИ ФНС РФ №Номер обезличен ) обратилась в суд с иском о взыскании с Токарева А.П. недоимки по транспортному налогу за 2009 г. и пени за период с 01.04.2009 года по 08.04.2010 года.
В обосновании заявленных требований указано, что на основании Закона Приморского края от 28.11.2002 г № 24-КЗ «О транспортном налоге» с последующими изменениями и дополнениями ответчику начислен транспортный налог за 2009 г. в размере 6574 руб. 02 коп. Поскольку налог своевременно в период до 01 апреля 2010 года уплачен не был, то истец просит взыскать его принудительно. Заявлена ко взысканию и пеня за просрочку уплаты транспортного налога за вышеуказанный период, в размере 319 руб. 20 коп.
В судебное заседание представитель МИ ФНС РФ №Номер обезличен по Приморскому краю, извещенный надлежащим образом, не прибыл.
Ответчик Токарев А.П. представил копии квитанций об уплате транспортного налога и пени.
Исследовав представленные суду доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 356 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ. Во исполнение данной нормы, был принят Закон Приморского края «О транспортном налоге» № 24-КЗ от 28.11.2002г. в соответствии с которым произведено начисление Токареву А.П. транспортного налога за 2009 год в размере 5622 руб. 67 коп., а также налога за 2008 год в размере 951 руб. 35 коп.
Статья 33 НК РФ предусматривает, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
Согласно п.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога в порядке ст.70 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи.
Пунктом 2 настоящей статьи установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Из материалов дела усматривается, что ответчику 15.04.2010 года было выставлено требование об уплате налога и пени №Номер обезличен, направленное в его адрес - Дата обезличена. Согласно данного требования ответчику начислен транспортный налог за 2008г. в размере 951 руб. 35 коп, и за 2009 г. в размере 5622 руб. 67 коп. При этом доказательств тому, что недоимка по транспортному налогу за 2008 год, была выявлена по результатам налоговой проверки, материалы дела не содержат. Имеющееся в материалах дела налоговое уведомление, содержащее сведения о задолженности ответчика по транспортному налогу за 2008 год, от Дата обезличена, оснований начисления данной задолженности не содержит.
Части 4 и 5 ст. 7 Закона Приморского края от 28.11.2002 г № 24-КЗ «О транспортном налоге» определяют, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о зарегистрированных или снятых с регистрации транспортных средств в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года предоставляются налоговым органам до 1 февраля текущего календарного года.
Данная норма указывает на то, что налоговые органы обязаны знать в указанные выше сроки о всех изменениях по регистрации транспортных средств, и выявлять недоимки.
В этой связи поскольку транспортный налог за 2008 года в размере 951 руб. 35 коп. подлежал оплате до 01 марта этого же года, соответственно и требования об уплате налога должно быть направлено не позднее 3-х месяцев с указанной даты. Направление иных требований за пределами 3-х месячного срока НК РФ не предусмотрено.
Соответственно с требованием о взыскании указанной суммы налога истец имел право обратиться в суд в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, таковой срок истцом пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.
Более того ответчиком представлена копия квитанции от 22.04.2009 года об уплате транспортного налога за 2008 год в размере 2816 руб. 32 коп.
Требования истца о взыскании транспортного налога за 2009 год также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ответчику Токареву А.П. начислен транспортный налог за 2009 год в размере 5622 руб. 67 коп.
Согласно представленным квитанциям ответчик Токарев А.П. добровольно уплатил в пользу истца сумму налога. Уплаченная сумма соответствует сумме налога подлежащего к уплате за 2009 год, в этой связи оснований к удовлетворению иска в этой части у суда нет.
Требования МИ ФНС РФ №Номер обезличен в части взыскания пени также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Требование об уплате пеней должно быть направлено одновременно с требованием об уплате налога в установленный ст.70 НК РФ срок и содержать в соответствии с п.4 ст.69 НК РФ сведения о размере недоимки, дате, с которой начинает начисляться пеня, и ставке пеней. Требование направленное в адрес ответчика об уплате пени не соответствует вышеуказанным положениям: не содержит данных об основаниях недоимки, на которую начислены пени, налоговый период, в котором они образовались, не указан период, за который они начислены, и их расчет. Подобные сведения не содержит и исковое заявление, в связи с чем, у суда отсутствует возможность оценить правильность и обоснованность заявленных требований.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеня определяется, как денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах сроки. Из этого можно сделать вывод, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодами, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге.
Исходя из единства юридической судьбы и порядка взыскания пени и налога одновременно и однократно, и учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определениях от 04.07.2002г. №200-О и от 12.05.2003 г. №175-О, определившего момент уплаты пени связанный с днем уплаты налога, можно сделать вывод, что требование об уплате пени можно выставлять в том порядке, в каком выставляется требование об уплате самого налога.
Соответственно, если истек срок на выставление требования об уплате самого налога, то налоговый орган не вправе выставлять требования на уплату пени по данному налогу.
В суд МИ ФНС РФ №Номер обезличен представлен расчет, подтверждающий начисление пеней из которого усматривается, что пени в сумме 302 руб. 31 коп. начислены за период до 01.04.2010г., т.е. на недоимку по транспортным налогам, срок выставления требований по которым уже истек. В этой связи основания для выставления требования по уплате пени отсутствует.
Доказательств тому, что требуемые к взысканию пени производны от налога ранее принудительно взысканного, но не уплаченного, материалы дела не содержат.
В то же время суд считает законным начисления пени за период с 02.04.2010г. по 08.04.2010г., в размере 10 руб. 82 коп. расчет следующий : 5622 руб. 67 коп. х 7 дней просрочки х 0,0275 % ставки рефинансирования. Данная сумма рассчитана на недоимку по транспортному налогу за 2009 год со сроком уплаты до 01.04.2010г. По данному налогу 3-х месячный срок выставления требования не истек.
С расчетом пени, предложенным истцом за этот период времени, суд не соглашается т.к. она произведена из расчета недоимки складывающейся за несколько лет.
Из представленной квитанции следует, что ответчиком в пользу истца 08.10.2010 года добровольно уплачена сумма пени в размере 16 руб. 89 коп. Данная сумма превышает сумму пени, подлежащую к взысканию. В этой связи требования истца о взыскании суммы пени не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Межрайонной ИФНС РФ № Номер обезличен по Приморскому краю к Токареву А.П. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Федеральный судья Е.В. Королева