о возложении обязанности отремонтировать дорогу



Дело № 2-1203/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


18 октября 2010 года г. Фокино

Фокинский городской суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи - Тымченко А.М.,

при секретаре – Филоненко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. ... к ответчику Администрация городского округа ЗАТО г. ..., о возложение обязанности организовать проведение ремонта покрытия проезжей части на участке дороги ..., соответчику Муниципальному автономному учреждению «У.» г. ... о возложении обязанности по проведению текущего ремонта дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. ... Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ГО ЗАТО г. ..., в котором указывает, что прокуратурой ЗАТО г. ... при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения проведена проверка содержания автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования.

В ходе проверки установлено, что участок дороги ... не содержится в безопасном для движения автотранспорта состоянии. На протяжении участка дороги отсутствуют дорожные знаки, линии горизонтальной разметки, обочина, не вырублено лесонасаждение на опасных поворотах, дорожное покрытие разрушено на протяжении всего участка дороги, не отсыпаны карманы для автобусных остановок, разрушено перильное ограждение мостов, что является нарушением ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила «Автомобильные дороги».

По Уставу ГО ЗАТО г. ... к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Администрация ГО ЗАТО г. ... является исполнительно-распорядительным округом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Ссылась на ст.ст. 11,12 Федерального Закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указывают, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно ст. 16 ч. 1 п. 5 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указывает, что неудовлетворительное состояние дорог обусловлено невыполнением органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной Федеральным законом по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, и непринятием мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования.

По фактам выявленных нарушений органами местного самоуправления достаточных мер по улучшению ситуации на дорогах, проведению необходимых мероприятий, направленных на своевременное и качественное использование основных нормативных актов, регламентирующих содержание дорог и повышение уровня безопасности дорожного движения, не принимается. Вышеуказанные недостатки могут повлечь дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями. Однако до настоящего времени не решен вопрос о приведении дорог в безопасное состояние, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Прокурор просил обязать администрацию городского округа ЗАТО г. ... организовать проведение ремонта покрытия проезжей части на участке дороги ....

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в качестве соответчика привлечено Муниципальное автономное учреждение «У.» (далее МАУ «У.» г. ...). При этом представитель истца уточнил заявленные требования и дополнительно просил возложить на МАУ «У.» г. Фокино обязанность по проведению текущего ремонта на участке дороги Фокино-Стрелковая в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. От заявленных требований к Администрации ГО ЗАТО г. ... не отказывались.

Старший помощник прокурора ЗАТО г. ... Шумиловских Е.В. в судебном заседании полностью поддержал доводы изложенные в иске, дал пояснения по обстоятельствам дела, как указано выше. Просит удовлетворить заявленные требования с учетом дополнения в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа ЗАТО г. ... по доверенности Немченко И.Н. иск прокурора ЗАТО г. ... с учетом дополнения не признала, представила письменный отзыв и пояснила, что в соответствии с Уставом ГО ЗАТО г. ... к вопросам местного значения ГО относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было вынесено постановление МУ администрация ГО ЗАТО г. ... № 450-па от 31.05.2010 года «Об утверждении Муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Содержание автомобильных дорог общего пользования ГО ЗАТО г. ...» в 2010 году. Согласно данного муниципального задания МАУ «У.» г. ... необходимо осуществлять услуги в соответствии с Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 года № 160.

В связи с тем, что участок автодороги ... входит в перечень автомобильных дорог общего пользования ГО ЗАТО г. ... и включен в Приложение № 2 к Муниципальному заданию, то работы по ремонту покрытия проезжей части данного участка дороги должно производить МАУ «У.» г. .... Просит в иске отказать.

Соответчик МАУ «У.» г. ... надлежаще извещенное о месте и времени слушания дела, о чем свидетельствует почтовая карточка, получив копию иска с приложенными документами, в суд своего представителя не направили, ходатайств об отложении дела не заявляли, и возражений по существу иска не представили.

Из письменного ответа МАУ «У.» г. Фокино от 20.08.2010 года на имя начальника ОВД ЗАТО г. ... следует, что МАУ «У.» сообщает о невозможности выполнить предписания по восстановлению покрытия проезжей части на участке ... из за отсутствия финансирования.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск прокурора ЗАТО г. ... с учетом дополнения подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Статья 12 ГК РФ указывает, что защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами предусмотренными законами.

Статья 45 ГПК РФ определяет, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Исходя из указанных доводов прокурора, суд считает, что прокурор обоснованно в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 4 Устава ГО ЗАТО г. ..., к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичная норма, в частности ст. 16 ч. 1 п. 5 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также указывает, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суд находит, что Администрация ГО ЗАТО г. ... является исполнительно-распорядительным округом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, включая и в области дорожной деятельности.

В соответствии со ст.ст. 11,12 Федерального Закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Из исследованных в суде документов, в частности: сообщения начальника ОВД ЗАТО г. ... от 23.08.2010 года на имя прокурора ЗАТО г. ..., предписаниями начальника ОГИБДД ОВД ЗАТО г. ... направленными в адрес МАУ «У.» об организации установки дорожных знаков и восстановления покрытия проезжей части на участке дороги ..., письменной информацией на имя главы ГО ЗАТО г. ... от 01.03.2010 года и 12.05.2010 года, Актом от 07.05.2010 года комплексной проверкой участка автомобильной дороги ..., следует, что участок дороги ... не содержится в безопасном для движения автотранспорта состоянии. На протяжении участка дороги отсутствуют дорожные знаки, линии горизонтальной разметки, обочина, не вырублено лесонасаждение на опасных поворотах, дорожное покрытие разрушено на протяжении всего участка дороги, не отсыпаны карманы для автобусных остановок, разрушено перильное ограждение мостов, что по выводам суда является нарушением ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила «Автомобильные дороги».

Так, согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пункт 2.1 СНиП 2.05.02-85 «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги», устанавливает, что проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать: организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями; однородные условия движения; соблюдения принципа зрительного ориентирования водителей; удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений; необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями.

Суд находит, что неудовлетворительное состояние дороги ... обусловлено невыполнением органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной Федеральным законом РФ по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и непринятием мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования.

По фактам выявленных нарушений указанных выше органами местного самоуправления достаточных мер по улучшению ситуации на дороге, проведению необходимых мероприятий, направленных на своевременное и качественное использование основных нормативных актов, регламентирующих содержание дорог и повышение уровня безопасности дорожного движения, не принимается. До настоящего времени не решен вопрос о приведении дорог в безопасное состояние, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В связи с указанным, следует возложить на Администрацию городского округа ЗАТО г. ... обязанность по организации проведения текущего ремонта покрытия проезжей части на участке дороги ....

Согласно пункта 5 раздела первого Устава МАУ «...» ГО ЗАТО г. ..., учредителем данного учреждения является городской округ ЗАТО г. ... в лице МУ администрация ГО ЗАТО г. ....

Пунктом 1 раздела «Предмет, цель и виды деятельности автономного учреждения» Устава МАУ «У.» г. ... установлено, что предметом и целью деятельности данного учреждения являются, организация и обеспечение выполнения работ, оказания услуг в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания в отношении автомобильных дорог местного значения ГО ЗАТО г. .... Пунктом 2 предусмотрено, как основной вид деятельности «обустройство дорог».

Из исследованного в суде постановления МУ администрация ГО ЗАТО г. ... № 450-па от 31.05.2010 года «Об утверждении Муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Содержание автомобильных дорог общего пользования ГО ЗАТО г. ...» в 2010 году, видно, что согласно муниципального задания МАУ «У.» г. ... необходимо осуществлять услуги в соответствии с Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 года № 160.

В связи с тем, что участок автодороги ... входит в перечень автомобильных дорог общего пользования ГО ЗАТО г. ..., и включен в приложение № 2 к Муниципальному заданию, то работы по ремонту покрытия проезжей части данного участка дороги должно производить МАУ «У.» г. Фокино.

В соответствии с главой 1 ст. 16 Устава, МАУ «У.» г. Фокино создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления органами местного самоуправления ГО ЗАТО г. ... предусмотренных законодательством РФ полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ГО ЗАТО г. Фокино.

Учитывая уточненные требования истца о производстве текущего ремонта, на МАУ «У.» г. ... следует возложить обязанность по проведению текущего ремонта на участке дороги ... в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы представителя администрации ГО ЗАТО г. ... указанные выше, суд не принимает, так как они направлены на неисполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения и непринятием мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой был освобожден истец взыскивается с ответчика.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 197,198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ЗАТО г. Фокино к ответчикам Администрация городского округа ЗАТО г. ..., Муниципальному автономному учреждению «У.» г. ... удовлетворить полностью.

Обязать Муниципальное автономное учреждение «У.» г. ... провести текущий ремонт на участке дороги ... в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО г. ... организовать проведение текущего ремонта покрытия проезжей части на участке дороги Фокино-Стрелковая в соответствии с возложенной обязанностью на Муниципальное автономное учреждение «У.» г. Фокино о проведении текущего ремонта на участке дороги Фокино - Стрелковая в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального учреждения администрация городского округа ЗАТО г. ..., Муниципального автономного учреждения «У.» г. Фокино в доход местного бюджета ГО ЗАТО г. ... государственную пошлину в размере по 100 (сто) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд через Фокинский городской суд со дня его вынесения в окончательной форме.

Федеральный судья А.М. Тымченко