о признании незаконным представления ИО прокурора



Дело №2-1240/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2010 года г. Фокино

Фокинский городской суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи - Тымченко А.М.,

При секретаре – Петровой Я.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по заявлению главы администрации городского округа ЗАТО город ... Тихонович В.Д. об оспаривании решения должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации городского округа ЗАТО г. ... Тихонович В.Д. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, согласно которого просит признать незаконным представление и.о. прокурора ЗАТО г. ... от Дата обезличена № Номер обезличен об устранении нарушений земельного законодательства.

Указывает, что 27.08.2010 года и.о. прокурора ЗАТО г. ... было внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства главе администрации. По выводам прокурора, нарушение выразилось в неисполнении администрацией ГО ЗАТО г. ... требований п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которому администрация должна принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в течение одного месяца. Иное толкование, по мнению прокурора влечет произвольное установление администрацией сроков принятия решения о предоставлении земельных участков.

С данным представлением не согласен в силу следующего.

Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может опубликовать сообщение о приеме заявлений в предоставлении в аренду такого земельного участка.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину.

Полагает, что указанная статья ЗК РФ, а также иные нормы земельного законодательства императивной нормы о принятии решения органом местного самоуправления в месячный срок не содержат. Полагает, что прокурор неверно толкует нормы закона в области земельного законодательства.

В представлении прокурора не указано на момент начала течения месячного срока для принятия решения администрацией, с даты опубликования сообщения о приеме заявлений, или с даты истечения месячного срока, установленного законом для приема заявлений заинтересованных лиц. Такое изложение требования прокурора не позволяет его исполнить, так как содержит двоякое толкование.

Полагает, что прокурором не принято во внимание решение Думы ГО ЗАТО г. ... от 22.12.2006 года № Номер обезличен «О порядке предоставления земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа ЗАТО гор. ...». (далее решение Думы № Номер обезличен).

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 решения Думы № Номер обезличен, решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину принимается только после предоставления материалов по формированию земельного участка. Срок принятия решения администрацией о передачи участка заявителю решением Думы не установлен.

Полагает, что при толковании ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ следует исходить, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

Считает, что представлением прокурора нарушены права и законные интересы главы администрации городского округа, незаконно возложена обязанность по устранению нарушений закона. Представление прокурора носит властно- распорядительный характер и обязывает главу принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, который на его взгляд отсутствуют. Неисполнение требований прокурора влечет возбуждение производства об административном правонарушении и привлечения должностных лиц нарушивших закон к ответственности в соответствии со ст. 17.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Нарушение прав и законных интересов главы администрации выражается в том, что представление обязывает нарушать решение Думы и принимать решения до предоставления заявителем материалов по формированию земельного участка.

В связи с указанным, полагает, что имеет право оспорить представление прокурора.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Соколова Л.В. полностью поддержала заявление, и дала пояснения по существу дела, как указано выше. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Старший помощник прокурора ЗАТО г. ... Шумиловских Е.В. в судебном заседании с заявлением Тихонович В.Д. не согласился полностью, и пояснил, что вынесенное представление соответствует Закону. В остальной части дал пояснения по существу дела, как указано в представлении прокурора от Дата обезличена № Номер обезличен. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление Главы администрации ГО ЗАТО г. ... Тихонович В.Д. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В ч. 4 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установлено, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Часть 1 ст. 249 ГПК РФ возлагает обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из указанных норм Закона, на заявителе лежит обязанность по доказыванию, в чем заключается нарушение его прав и свобод, а должностное лицо обязано доказать законность своих действий.

По существу дела установлено, что Дата обезличена и.о. прокурор ЗАТО г. Фокино В. вынес представление № Номер обезличен в адрес Главы администрации ГО ЗАТО г. ... Тихонович В.Д. об устранении нарушений земельного законодательства.

В представлении указывается, что прокуратурой ЗАТО г. ... по обращению руководителя управления ФАС по Приморскому краю проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона, в частности п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Полагает, что срок принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не должен превышать один месяц, так как иное толкование влечет произвольное установление администрацией городского округа сроков принятия решения о предоставлении земельных участков. Указывают, что п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусматривает, что при предоставлении земельных участков в аренды для индивидуального жилищного строительства по заявлениям граждан предварительного согласования места размещения объекта, не производится. В связи с этим, до принятия решения о предоставлении земельного участка не проводятся работы, предусмотренные при предварительном согласовании места размещения объекта (не производятся выбор земельного участка, выполнение в отношении данного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета). Указывает в представлении, что постановка на кадастровый учет земельного участка, предоставляемого в аренду для индивидуального жилищного строительства по заявлению граждан, производится после принятия соответствующего решения. Данные требования земельного законодательства нарушаются сотрудниками администрации ГО ЗАТО г. .... Так 27.03.2009 года Т. в администрацию подано заявление о предоставлении земельного участка по ул. ... для индивидуального жилищного строительства. Сообщение опубликовано 09.04.2009 года в выпуске «Тихоокеанская газета» № Номер обезличен. Однако постановление «О передаче гражданке Т. в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в районе ул. ... в г. ...» № Номер обезличен принято только 17.05.2010 года, то есть более одного года с момента обращения в администрацию. Аналогичные нарушения допущены при предоставлении земельных участков Т2., Т3., Ч... Также аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой в марте 2010 года. В представлении прокурор требует безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих. Рассмотреть предоставление с участием прокурора. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения, указанные в представлении.

Рассматривая законность вынесенного представления, суд исходит из следующего.

Пункт 3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ указывает, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может опубликовать сообщение о приеме заявлений в предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Таким образом, законодатель определил порядок предоставления земельного участка в аренду и срок принятия решения, где дословно указывается, что «по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину».

При этом законодатель не указывает о принятии решения по истечении двух месяцев, шести месяцев, года, и других сроков.

Буквальный смысл указанной нормы Закона понятен и иному толкованию не подлежит.

Как установлено в суде, представление прокурора направлено на соблюдение администрацией ГО ЗАТО г. ... указанной нормы Закона.

Во исполнение требования Закона, в частности Земельного кодекса РФ принято решение Думы ГО ЗАТО г. ... от Дата обезличена № Номер обезличен «О порядке предоставления земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа ЗАТО гор. ...», где фактически изменена вышеуказанная норма ЗК РФ и в статье 2 указывается, что «предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельных срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка администрация городского округа ЗАТО город ... может принять решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка в аренду с указанием его месторасположения, площади, вида разрешенного использования в местном периодическом издании. Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения другие аналогичные заявления не поступили, заявитель приступает к формированию земельного участка, а именно: организует проведение общественных слушаний, межевание земельного участка, при необходимости геолого-геодезические изыскания, исследование проб грунта на содержание радона, получает заключения санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, а также иные необходимые для формирования участка документы. После предоставления материалов по формированию земельного участка, администрацией принимается решение о передаче участка заявителю. Договор аренды в этом случае подлежит заключению с указанным гражданином в 2-недельный срок.

Из доводов представителя заявителя следует, что они руководствуются указанным решением Думы.

Таким образом, требования прокурора изложенные в представлении соответствуют Закону, в частности п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.

Суд находит, что заявление главы администрации ГО ЗАТО г. ... направлено на невыполнение п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, а выполнение решение Думы № Номер обезличен).

В подтверждение законности требования прокурора изложенного в представлении от 27.08.2010 года в суде исследовались документы, из которых следует следующее.

Так из сообщения Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Приморскому краю от Дата обезличена направленного на имя прокурора Приморского края видно, что они сообщают о нарушении земельного законодательства РФ администрацией ГО ЗАТО г. ..., как оно изложено в оспариваемом представлении.

Заявлениями, Т.., Т2.., Т3 от 27.03.2009 года, и вынесенными постановлениями о передачи в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства по ул. ... г. ... от 17 мая 2010 года подтверждено, что решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства в аренду данным гражданам были приняты не по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявления, а по истечении одного года, что является явным нарушением п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.

Протоколом № Номер обезличен заседания комиссии по рассмотрению заявлений по отводу земельных участков на территории городского округа ЗАТО город ... от 10 июня 2009 года также подтверждено, что вышеуказанные заявления Т, Т2, Т3 приняты к рассмотрению, однако решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства в аренду данным гражданам приняты не были, а приняты решения о согласовании им предоставлении в аренду земельных участков.

Предоставленные представителем заявителя в суде документы, в частности заявления Ч.., Т3., Т2. от 21.04.2010 года о предоставления им в аренду земельных участков фактически является дублирование ранее ими поданных документов в целях приведения администрацией ГО ЗАТО г. ... своих действия в рамки п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, но по истечении одного года после подачи первых заявлений.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 197,198, 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления главы администрации городского округа ЗАТО город ... Тихонович В.Д. об оспаривании решения должностного лица, в части признания незаконным представление и.о. прокурора ЗАТО город ... от 27 Дата обезличена № Номер обезличен об устранении нарушений земельного законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд, со дня его вынесения в окончательной форме.

Федеральный судья А.М. Тымченко