об оспаривании муниципального правового акта Регламента Думы ГО



                                                                                                                 Дело № 2-1744/2011

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         06 сентября 2011 года                                                               г. Фокино

         Фокинский городской суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи - Тымченко А.М.

При секретаре – Немченко И.Н.,

С участием старшего помощника прокурора ЗАТО <адрес> Щенёва И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по заявлению Главы городского округа <адрес> Бочарова Е.В. к Думе городского округа <адрес>, о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

         Глава городского округа <адрес> Бочаров Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании муниципального правового акта «Регламента Думы городского округа <адрес>», и просит признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Также просил обязать Думу городского округа <адрес> принять решение Думы «Об утверждении Регламента Думы городского округа <адрес>» в течении двух месяцев, со дня вступления решения в законную силу.

          В обоснование заявления указал, что 30 июля 2009 года решением Думы городского округа <адрес> № 36 он избран главой городского округа <адрес>. Регламент Думы городского округа <адрес> (далее по тексту Регламент) утвержден Решением Думы городского округа <адрес> от 30.05.2005 года № 07г. Согласно вводной части Регламента устанавливает порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседании Думы городского округа <адрес>, порядок образования и избрания органов Думы, подготовки рассмотрения нормативных правовых актов Думы, голосования, а также регулирует иные вопросы организации работы Думы и её органов.

         Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. На основании изложенного Регламент является нормативным правовым актом.

         Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

         Согласно ч.13 ст. 35 указанного выше Закона, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

         В соответствии со ст. 47 (ФЗ № 131) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования.

         Официальным опубликование нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

          Регламент Думы городского округа принятый решением Думы городского округа от 30.05.2005 года № 07 не был опубликован в Тихоокеанской газете, однако решение Думы ГО <адрес> от 19.07.2007 года № 484 «О внесении изменений в Регламент Думы городского округа», в соответствии с действующим порядком было подписано главой городского округа и опубликовано в Тихоокеанской газете от 02.08.2007 года № 30 (379).

         Таким образом, согласно требований действующего законодательства была нарушена процедура введения в действие регламента Думы городского округа.

         В городском округе <адрес> в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 23 Устава ГО, глава городского округа избирается Думой городского округа из состава депутатов Думы ГО тайным голосованием простым большинством голосов и исполняет полномочия председателя Думы городского округа.

         Согласно действующей структуры и порядка избрания органов местного самоуправления городского округа <адрес> должность председателя Думы городского округа отсутствует.

         В настоящее время ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ст. 5, ст. 7, ст. 8, ст. 35 Регламента определена компетенция и полномочия председателя Думы городского округа, а не главы городского округа. Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с нормами Устава глава городского округа осуществляет руководство Думой городского округа, то в Регламенте должны быть прописаны полномочия главы городского округа. Существующий же регламент Думы нарушает права главы городского округа на руководство представительным органом. Данные обстоятельства подтверждают противоречия норм Регламента действующему уставу городского округа, имеющему высшую юридическую силу.

         В соответствии с ч. 2 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ, Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

         В связи с указанным Регламент противоречит Уставу городского округа, и федеральному закону № 131-ФЗ, нарушает права и компетенцию главы городского округа на руководство представительным органом, в связи с чем, действие указанного акта является недопустимым.

         В судебном заседании глава городского округа <адрес> Бочаров Е.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении, как указано выше в полном объеме, и просил удовлетворить заявление.

         Представитель Думы городского округа <адрес> по доверенности Валюшко А.П. в судебном заседании с указанным выше заявлением согласился в полном объеме, считает его обоснованным и подлежащем удовлетворению.

         Выслушав доводы участвующих в деле лиц, заключение старшего помощника прокурора полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

         Из требований ч. 2 ст. 253 ГПК РФ следует, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

         Из исследованных в суде документов видно, что оспариваемый Регламент Думы городского округа принят решением Думы городского округа от 30.05.2005 года № 07г. однако он не был опубликован в Тихоокеанской газете. При этом решение Думы ГО <адрес> от 19.07.2007 года № 484 «О внесении изменений в Регламент Думы городского округа», в соответствии с действующим порядком было подписано главой городского округа и опубликовано в Тихоокеанской газете от 02.08.2007 года № 30 (379).

         Исходя из положения пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» видно, что оспариваемый Регламент обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, в частности: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

         При этом статья 37 Регламента прямо предусматривает, что проекты правовых актов могут вноситься не только депутатами Думы, главой городского округа, но и органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, иными субъектами правотворческой.

         Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

         Пункт 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

         Из ч. 13 ст. 35 ФЗ №131-ФЗ следует, что нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

         В соответствии со ст. 47 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

         Официальным опубликование нормативного правового акта считается публикация его полного текста в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, а применительно к данному акту в Тихоокеанской газете.

         В городском округе <адрес> в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 23 Устава городского округа, глава городского округа избирается Думой городского округа из состава депутатов Думы ГО тайным голосованием простым большинством голосов и исполняет полномочия председателя Думы городского округа.

         Часть 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ст. 5, ст. 7, ст. 8, ст. 35 Регламента определена компетенция и полномочия председателя Думы городского округа, а не главы городского округа.

         Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с нормами Устава глава городского округа осуществляет руководство Думой городского округа, то в Регламенте должны быть прописаны полномочия главы городского округа.

         Существующий же регламент Думы нарушает права главы городского округа на руководство представительным органом.

         Данные обстоятельства подтверждают противоречия норм Регламента действующему Уставу городского округа, имеющему высшую юридическую силу.

         В соответствии с ч. 2 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ, Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

         Так как оспариваемый Регламент противоречит Уставу городского округа и федеральному закону № 131-ФЗ, нарушает права и компетенцию главы городского округа на руководство представительным органом, то его следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, так как оспариваемый акт применялся, и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

         В удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на Думу городского округа <адрес> принять решение Думы городского округа <адрес> «Об утверждении Регламента Думы городского округа <адрес>» в течении двух месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу следует отказать, так как ч. 2 ст. 253 ГПК РФ не предусматривает возложение такой обязанности.

         Часть первая статья 258 ГПК РФ, где определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, не может приняться при рассмотрении данного дела, так как имеет место признании недействующим нормативный правовой акт полностью, а не оспаривание действий органа местного самоуправления.

         Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Заявление Главы городского округа <адрес> Бочарова Е.В. к Думе городского округа <адрес>, о признании нормативного правового акта недействующим, и возложение обязанности о принятии решения об утверждении регламента, признать частично обоснованным и удовлетворить его частично.

         Признать Регламент Думы городского округа <адрес> утвержденный Решением Думы городского округа <адрес> от 30.05.2005 года № 07г (с изменениями от 19.07.2007 года № 484) недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.

         В удовлетворении требований о возложении обязанности на Думу городского округа <адрес> принять решение Думы городского округа <адрес> «Об утверждении Регламента Думы городского округа <адрес>» в течении двух месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд со дня его вынесения в окончательной форме.

                         Федеральный судья                            А.М. Тымченко