о защите прав потребителя



                                                                                                             Дело № 2-1722/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          15 сентября 2011 года                                           г. Фокино

         Фокинский городской суд Приморского края в составе:

Председательствующего судьи - Тымченко А.М.,

При секретаре – Немченко И.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Фокинского городского суда, гражданское дело по иску Шарамонова О.А. к ответчику ОАО «Д.», о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

         Шарамонов О.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании которого указывает, что он вместе со своей семьей проживает в <адрес> в <адрес> на основании договора социального найма с 06.10.2006 года. В апреле 2011 года получил счет-извещение об оплате электроэнергии за март 2011 года, в котором указано начисление за общедомовые нужды (далее ОДН) в количестве 70,69 кВтч, за которые он должен заплатить 119 руб. 47 коп. Общее начисление на дом рассчитано из разницы показаний общедомового счетчика и индивидуальных приборов учета в целом по дому и составляет 2573 кВтч. Считает, что суточное потребление на ОДН за весь дом составляет 1,44 (общая мощность ламп в доме) х 10 (темное время суток) = 14,4 кВтч. Исходя из этого, за весь дом на ОДН за март должно быть учтено не более чем 446,4 кВтч. Остальное количество электроэнергии в количестве 2573 - 446,4 = 2122,6 кВтч является утратами из-за возможных неисправностей электрооборудования дома и возможного хищения электроэнергии некоторыми жильцами дома. За указанные утраты он как потребитель ответственность не должен нести и оплачивать не должен. Прибор учета установлен в нарушение не в месте соединения сети общедомового освещения, которая является сетью общего пользования, системой коммунальной инфраструктуры. В доме не проведены никакие работы по модернизации электросетей с целью исключения утрат и возможных хищений электроэнергии. Поквартирные индивидуальные приборы учета электроэнергии размещены на площадках. Шкафы с данными приборами на замки не закрываются и не опечатываются представителями Д. Освещение в подъездах и приподъездной территории включается и выключается автоматически. (выключатели в подъездах отсутствуют). Освещение работает 4 часа светлого времени суток, когда в нём нет необходимости. В настоящее время электроосвещение подвальных помещений входит в учет электроэнергии на ОДН и представляется к оплате жильцам дома. Однако жильцы дома в подвальные помещения доступа не имеют, так как они закрыты. Распределение платы за электроэнергию ОДН по квартирам осуществляется с нарушением п. 7 постановления Правительства РФ № 307 от 25.03.2006 года без учета количества проживающих в них жильцов, а исходя из суммы платежа за электроэнергию по индивидуальному прибору учета в квартире. Считает, что все жильцы дома пользуются электроэнергией одинаково и одинаково должны за неё платить. Полагает, что расчет размера платы должен производиться в порядке, установленном пунктом 19 вышеуказанного постановления. Он дважды обращался письменно к начальнику отделения филиала ОАО Д. <адрес> с просьбой разъяснить, почему в счетах за электроэнергию количество электроэнергии, поставляемое на ОДН, в несколько раз превышает количество фактически поставленной электроэнергии на эти нужды, а также с требованием об устранении недостатков в учете оказанной услуги по обеспечению электроэнергией на ОДН и уменьшении её цены. Однако данные обращения остались без ответа. Никаких договоров с ОАО Д. на обеспечение электроэнергией на ОДН он не заключал. При существующей в ОАО Д. системе учета невозможно определить фактически предоставленное количество энергии на ОДН. Полагает, что нарушены его права как потребителя, так как ему выставляется счет в десятки раз превышающий стоимость оказанной услуги.

         Первоначально истец просил обязать начальника отделения филиала ОАО Д. <адрес>:

         1. Произвести модернизацию электросетей дома с целью исключения работы освещения ОДН в светлое время суток и установить прибор учета электроэнергии, поставляемой непосредственно на ОДН, в месте соединения с сетью общедомового освещения в соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ № 307 от 25.03.2006 года.

         2. Исключить из счетов графу «начисление ОДН» до установки отдельного прибора учета электроэнергии, поставляемой непосредственно на ОДН, в месте соединения сети общедомового освещения с системой коммунальной инфраструктуры в соответствии с п. 7 постановления Правительства № 307.

         3. Плату за электроэнергию, поставляемую на ОДН после установки прибора учета данной электроэнергии, распределять равномерно между всеми жильцами дома, зарегистрированными в данном доме в соответствии с п.п. 3 п. 1 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ № 307.

         4. При установке отдельного прибора учета электроэнергии ОДН исключить из данной сети электросети подвальных помещений.

         5. Также просит взыскать с начальника отделения филиала ОАО Д. г. <адрес> в его пользу расходы, связанные с подачей заявления в суд в виде оплаченной госпошлины в размере 200 руб.

         6. Привлечь начальника отделения филиала ОАО Д. г. <адрес> к административной ответственности за нарушение ст. 12 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

         В ходе рассмотрения дела в суде по ходатайству истца произведена замена ответчика с начальника отделения филиала ОАО Д. <адрес> на ответчика ОАО «Д.».

         Истец Шарамонов О.А. после замены ответчика, просил отнести все свои заявленные требования к ответчику ОАО «Д.».

         В последующем истец Шарамонов О.А. в судебном заседании 15.09.2011 года просил исключить заявленные требования указанные выше в пунктах 4 и 6 в виду того, что данные требования не поддерживает.

         Истец настаивает на удовлетворении заявленных требований только по пунктам 1,2,3,5 к ответчику ОАО «Дальневосточная Д.».

         Истец Шарамонов О.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения, как указано выше поддержал полностью, дал пояснения по обстоятельствам дела, как указано им выше. Настаивает на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения, как указано выше.

         Ответчик ОАО «Дальневосточная энергетическая компания Большекаменское отделение «Дальэнергосбыт» надлежаще извещенные просили рассмотреть дело без участия их представителя.

         Ранее представитель ответчика ОАО «Д.» по доверенности Амехина С.Г. в судебном заседании предоставляла письменный отзыв на иск, из которого следует, что заявленный иск не признают полностью. <адрес> в <адрес> состоит на балансе управляющей компании ООО «В.». Между ними и ООО «В.» заключено соглашение о взаимодействии № 2229 С. В состав общего имущества многоквартирного дома, кроме всего включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного жилого и (или нежилого помещения (квартиры). Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, водно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

         Коммунальный ресурс (электроэнергия), поступивший через общедомовой прибор учета в соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года расходуются на собственное электропотребление гражданами для бытовых нужд; для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

         В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения, и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Считают, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственниках этого дома в соответствии с законом. Количество электрической энергии подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги электроснабжение. Указывают, что действия ОАО «ДЭК» по выставлению в квитанциях потребителям, проживающим в многоквартирных домах с установленными общедомовыми приборами учета, платы за коммунальные услуги (электроэнергию) с учетом показаний общедомового прибора учета являются законными.

         Согласно п. 22 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Начисление оплаты за потребленную электроэнергию в спорном периоде истцу является нормативно обоснованным и подлежит оплате согласно действующего законодательства. Просят отказать в удовлетворении требований истца.

         Представитель третьего лица ООО «В.» по доверенности Емельянов И.А. в судебном заседании с иском Шарамонова О.А. не согласился полностью и пояснил, что в рамках своих полномочий ООО "В." заключило соглашение с ОАО "Д.", и из Приложения N 1 к нему стал акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности. В соответствии с данным актом общедомовой прибор учета электроэнергии установлен внутри здания жилого <адрес>. В квитанциях на оплату услуги по содержанию жилья ООО "В." выставляет сумму, необходимую, в том числе и для текущего ремонта и содержания электросетей в многоквартирном доме. Оплата электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, не включается в сумму, выставляемую к оплате ООО "В.". К модернизации электросетей ОАО «Д.» никакого отношения не имеет. Собственники помещений в многоквартирном доме сами обязаны производить модернизацию исходя из решения общего собрания собственников дома. Имеющееся освещение в подъездах доме включается и отключается автоматически.

         Рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск Шарамонова О.А. с учетом уточнения не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

         В соответствии с п.п. «а» п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 360 от 31 августа 2006 года ОАО «Д.» является гарантирующим поставщиком, деятельностью которого является поставка электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

         В соответствии с п. 2 Постановления Региональной энергетической комиссии Приморского края № 5/12 от 21.03.2007 года «О присвоении и согласовании зоны деятельности гарантирующего поставщика «Д.» для ОАО «Д. была согласована зоной деятельности территория Приморского края, за исключением зон, в которые ответчик не входит.

         Достоверно установлено, что договоры энергоснабжения, заключаемые ОАО «Д.», являются публичными договорами.

         Согласно п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

         По делу установлено, что управляющей организацией обслуживающий <адрес> в <адрес> является ООО "В.". ОАО «Д.», как гарантирующий поставщик осуществляет потребителям продажу электрической энергии и мощности для целей оказания потребителям (собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома) коммунальных услуг электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме).

         Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходит из того, что истец является абонентом по потреблению электрической энергии в местах общего пользования жилого многоквартирного дома, и обязан производить оплату электроэнергии на общедомовые нужды.

         В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статья 154 ЖК РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному (для собственников жилых помещений) ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

         Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (п.п. "б" п. 11 Правил).

         В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

         Исходя из разъяснения, данного Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.

         При этом количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".

         В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

         Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность.

         Под исполнителем коммунальных услуг следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть в том числе и управляющая организация (п. 3 Правил N 307).

         Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях (п. 89 Правил N 530).

         Исходя из анализа указанных норм права в объем электропотребления многоквартирного дома включаются расходы электроэнергии на места общего пользования и на общедомовые нужды.

         При указанных обстоятельствах исковые требования Шарамонова А.О. являются необоснованными.

         Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В нарушении статьи 57 ГПК РФ истец не предоставил в суд, каких либо доказательств в обосновании своей позиции, как в части того, что требуется модернизация электросетей дома, а также в части необоснованности начисления ОДН.

         Исследованными в суде документами: ведомостями снятия показателей по дому по <адрес> в <адрес> за март, апрель 2011 года; Актами снятия показаний общедомового прибора учета электрической энергии от 28.02.2011 года от 30.04.2011 года, от 30.06.2011 года; Актом № 748 от 01.02.2011 года технического обследования состояния измерительного комплекса электрических сетей по дому по <адрес> подтверждаются доводы ответчика о правильном начислении платы на ОДН.

         В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

         Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме должны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Статьями 44 и 158 ЖК РФ принятие решений о проведении ремонта общего имущества в многоквартирном доме, об оплате расходов на капитальный ремонт отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

         С 1 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

         Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

         При таких обстоятельствах вывод истца о том, что ответчик обязан произвести модернизацию электросетей дома, где он проживает, является неверным, и не основан на Законе.

         Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 197,198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

         Иск Шарамонова О.А. к ответчику ОАО «Д.», о защите прав потребителей, оставить без удовлетворения.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд через Фокинский городской суд, со дня его вынесения в окончательной форме.

                    Федеральный судья                                    А.М. Тымченко