Решение о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2-993/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 г. Фокинский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи - Стоян Е.В.

при секретаре - Макеевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серихиной Татьяны Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Серихина Т.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, 23.12.2009года она обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска за назначением пенсии по выслуге лет, как педагогический работник, имеющий 25-летний стаж. Однако в назначении пенсии ей отказано. Не включен в педагогический стаж период работы воспитателем в образовательном учреждении «ясли-сад» ... «Сказочный» с ...года по ...года, в детском саду ... «Сказочный» с ...года по ...года, так как наименование учреждения не соответствует «Списку должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии…». Кроме этого, не может быть засчитан в специальный стаж работы период нахождения Серихиной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком .... Серихина Т.И. просит суд обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска включить в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии указанные периоды работы и назначить ей пенсию по выслуге лет с ....

В судебном заседании Серихина Т.И. и её представитель по устному ходатайству ФИО2 исковые требования уточнили, просили суд обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска включить в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Серихиной Т.И. следующие периоды работы: с ...года по ...года; с ...года по ...год; и с ...года по ...года и назначить ей пенсию по выслуге лет с ...года.

Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не имеется из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальной обеспечение.

23.12.2009года Серихина Т.И. обратилась в учреждение ответчика с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако истцу отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001г., правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно справки от ...года предоставленной Управлением Пенсионного фонда по Фокинскому району г. Брянска, специальный стаж Серихиной Т.И. составляет 21 год 5 мес. 18 дней; страховой стаж 25 лет 4 мес. 1 день.

В соответствии с трудовой книжкой АТ I ... от ...года, Серихина Т.И. с ... года осуществляет педагогическую деятельность.

Истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии связи с тем, что в стаж работы не входит период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ...года по ...года, по тому основанию, что порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, определен Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, согласно которым, включение в стаж дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрено.

Суд не может согласиться с данным выводом Управления пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Фокинском районе городского округа города Брянска по следующим основаниям.

Судом установлено, что ...года у Серихиной Т.И. родилась дочь ФИО5 л.д.60).

В соответствии со справкой от ...года Серихина Т.И. с ...года по ...года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.л.д.61)

Согласно архивной справки ... от ...года, документы Торфопредприятия «Пальцо» - лицевые счета детского сада ... за период с 1991 по 1994год не поступали.

В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.

Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст. 39 Конституции РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком подлежат включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступление в силу Закона РФ от ...г. ... «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период нахождения Серихиной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком с ...года по ...года, подлежит включению в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии.

Также, истцу не включен в специальный стаж период работы с ...года по ...года в должности «воспитатель» детского комбината ... в п.Б.Берега и период работы воспитателем в МДОУ ... «Сказочный» с ...года по ...года, поскольку наименование учреждения не предусмотрено «Спискам профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет…», утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года №463 и «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных учреждениях для детей…» утвержденным постановление Правительства от 29.10.2002года №781.

Судом установлено, что дошкольное детское учреждение - деткомбинат ..., Торфопредприятия «Пальцо» с ...года действовало на основании положения л.д.50-54). ...года, в соответствии с положением утвержденным начальником отдела образования администрации Фокинского района г. Брянска, переименовано в МОУ ясли-сад ... «Сказочный» отдела образования администрации Фокинского района г. Брянска, п.Б.Берега. ...года постановлением ... администрации ..., утвержден устав МДОУ Детского сада ... «Сказочный».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005года № 25, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004года № 11-П, так же утвержденного Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002года «Списка должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии…», п.1 раздела «Наименование должностей списка и п. 1.8. раздела «Наименование учреждений», работа в должности соответствующей указанному Списку, вне зависимости от правового статуса (ведомственной либо государственной принадлежности) дошкольного образовательного учреждения - детского сада, засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, несоответствие правового статуса учреждения в периоды с ...года по ...года и с ...года по ...года - спискам №781 от 29.10.2002года, не может лишать истца права на включение указанных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст. 39 Конституции РФ.

Таким образом, периоды работы Серихиной Т.И. с ...года по ...года в должности «воспитатель» детского комбината ... в п.Б.Берега и период работы «воспитателем» в МДОУ ... «Сказочный» с ...года по ...года, подлежат включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Серихиной Т.И. при предъявлении иска в суд оплачена государственная пошлина в размере 200руб., что подтверждается квитанцией об оплате государственной пошлины от 11.06.2010года.

Таким образом, с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Фокинском районе городского округа города Брянска в пользу Серихиной Т.И. подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 200руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Серихиной Татьяны Ивановны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - удовлетворить.

Признать за Серихиной Татьяной Ивановной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Включить в специальный стаж работы Серихиной Татьяны Ивановны на назначение досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы:

с ...года по ...года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;

с ...года по ...года в должности «воспитатель» детского комбината ... в п.Б.Берега;

с ...года по ...года в должности «воспитатель» в МДОУ ... «Сказочный».

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Серихиной Татьяне Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения за назначением пенсии, т.е. с 23.12.2009года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска в пользу Серихиной Татьяны Ивановны сумму государственной пошлины - 200руб.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья Е.В.Стоян