Решение о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал.



Дело № 2-648(2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Блакитной С.А.,

при секретаре - Строгановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авраменко Валентины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

установил:

Авраменко Валентина Анатольевна обратилась с указанным иском, ссылаясь на то, что 15.11.2002 года родила дочь ФИО4, которая умерла 17.11.2002 года. 04.05.2008 года у истца родился второй ребенок - сын ФИО3. На основании Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ответчиком отказано в выдаче сертификата, поскольку истцом не представлено свидетельство о рождении первого ребенка. Ссылаясь на то, что ее первый ребенок умер по истечению двух дней с момента рождения, факт государственной регистрации рождения ребенка подтверждается справкой о рождении, Авраменко Валентина Анатольевна просит признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании Авраменко Валентина Анатольевна исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Суду пояснила, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не может ограничивать ее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку ее первый ребенок умер на первой неделе жизни, факт государственной регистрации рождения ребенка подтверждается справкой о рождении. Условием выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения второго ребенка.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление, приобщенном к материалам дела, исковые требования не признал.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

15.11.2002 года Авраменко Валентина Анатольевна родила дочь ФИО4, которая умерла 17.11.2002 года, что подтверждается справкой о рождении ... от ... года Отдела ЗАГС Советского района города Брянска управления ЗАГС Брянской области, справкой о смерти ... от ... года Советского отдела ЗАГС г.Брянска, свидетельством о смерти I-МР ... от ... года.

04.05.2008 года у Авраменко Валентины Анатольевны родился второй ребенок - сын ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении I-МР ... от ... года.

Авраменко Валентина Анатольевна обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа г. Брянска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

11.08.2009 года УПФР РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска истцу отказано в выдаче указанного сертификата ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, поскольку не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка.

Рассматривая законность и обоснованность отказа истцу в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон) законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно ст. 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Довод Авраменко В.А. о том, что условием выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения второго ребенка, не может быть принят судом по следующим основаниям.

Преамбула к Федеральному закону № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает, что настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Таким образом, указанный Закон предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка.

Судом установлено, что на момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у Авраменко В.А. в семье имелся один ребенок.

Цель закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях.

Так, согласно ст. 4 Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

В регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2008 года № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно п. 5 указанных Правил… к заявлению прилагаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении, которое имеет серию, номер, дату выдачи, сведения о родителях, о месте рождения ребенка, то есть необходимые реквизиты, которые должны быть внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни не выдается.

В связи со смертью первого ребенка на первой неделе жизни свидетельство о его рождении истцу не выдавалось, а потому требуемые законом сведения не могут быть указаны в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Таким образом, порядок реализации Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих живых детей, поэтому правом воспользоваться сертификатом на материнский (семейный) капитал может в случаях, предусмотренных законом, не только мать, но и отец.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что для получения государственного капитала на материнский (семейный) капитал недостаточно факта рождения второго и последующего ребенка, необходимо наличие двух и более детей в семье.

В связи со смертью первого ребенка на первой неделе жизни, у Авраменко А.В. не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Авраменко Валентины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ С.А. Блакитная