Дело № 2-1107/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Алейниковой С.А.,
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яблоновской ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и о понуждении выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
установил:
Яблоновская ФИО22 обратилась с указанным иском, ссылаясь на то, что .... родила второго ребенка ФИО3. В связи с чем, на основании статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в чем получила отказ.
УПФ РФ отказ мотивировал тем, что отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка.
Считает отказ незаконным по тому основанию, что право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007г.
Ссылаясь на то, что ее первый ребенок ФИО5, ..., умер на следующий день после рождения, факт государственной регистрации о рождения подтверждается справкой о рождении, Яблоновская ФИО15 просила признать отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В судебном заседании представитель Яблоновской ФИО16 по доверенности ФИО23 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Суду пояснил, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не может ограничивать право ее доверителя на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Условием выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения второго ребенка. Первый ребенок доверителя умер на первой неделе жизни, факт государственной регистрации рождения ребенка подтверждается справкой о рождении.
Представитель Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска по доверенности ФИО24 иск не признала.
Суду пояснила, что Федеральный закон «О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает материальную государственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка.
Факт государственной поддержки семей, имеющих детей подтверждается также порядком реализации указанного закона. Так, при подаче заявления на выдачу государственного сертификата к заявлению прилагаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.
В соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса РФ и статьями 3 и 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что .... Яблоновская ФИО17 родила дочь ФИО5, которая умерла ... то есть на первой недели жизни, что подтверждается копиями медицинского свидетельства о рождении серии А-15 ... от ...г., медицинского свидетельства о перинатальной смерти ... и справкой о рождении ..., выданной ...г. отделом ЗАГС ... района города Брянска управления ЗАГС Брянской области.
... она родила второго ребенка ФИО3, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-МР ..., выданным ...г. отделом ЗАГС ... района города Брянска управления ЗАГС Брянской области.
В апреле 2010г. Яблоновская ФИО18 ФИО19 обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
26 апреля 2010г. Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска приняло решение отказать ей в выдаче указанного сертификата ввиду отсутствия у нее права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, поскольку не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка.
Рассматривая законность и обоснованность данного отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон) предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, в силу статьи 3 Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
При этом согласно преамбуле к Закону его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.
Данный Закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.
К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007г.
Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин, согласно пункту 7 статьи 3 Закона, возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка.
Из содержания приведенных выше положений Закона в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 1 января 2007г.
Кроме того, статьей 4 Закона в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). В регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2008г. № 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим рождение ребенка, является свидетельство о рождении, которое имеет серию, номер, дату выдачи, сведения о родителях, о месте рождения ребенка, то есть необходимые реквизиты, которые должны быть внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Статьей 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни не выдается.
Таким образом, порядок реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» также подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих живых детей, поэтому правом воспользоваться сертификатом на материнский (семейный) капитал может в случаях, предусмотренных законом, не только мать, но и отец.
Как указывалось ранее, истцу свидетельство о рождении первого ребенка в связи с его смертью на первой неделе жизни не выдавалось, а потому требуемые законом сведения не могут быть указаны в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в форме выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Учитывая вышеизложенное, суд не может принять во внимание довод представителя Яблоновской ФИО20 о том, что условием выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является факт рождения второго ребенка.
Таким образом, на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у истца в семье имелся один ребенок, а потому у нее не возникло право на получение дополнительных мер государственной поддержки, предусмотренных вышеуказанным Законом.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд считает требования истца необоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Яблоновской ФИО21 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Алейникова