Дело № 2-1163/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи - Подгало Т.А,
при секретаре - Потаповой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Макарова И.Э. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку осуществляет лечебную деятельность 30 лет.
Ответчик не включил истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы с ... года по ... года и с ... года по ... года в должности акушерки отделения патологии беременных ГУЗ «Брянская областная больница №1», поскольку наименование должности не предусмотрено «Списком …».
Ответчик необоснованно не включил в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, ... года по ... года, ... года ... года в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Кроме того, истцу не включен в стаж работы периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с ... года по ... года, с ... года по ... года.
Истец указывает, что в данный период занимался лечебной деятельностью, считает отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Макарова И.Э. просила суд включить вышеуказанные периоды в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, и признать ее право на данную пенсию.
В судебном заседании Макарова И.Э. исковые требования уточнила и просила суд включить спорные периоды работы: с ... года по ... года и с ... года по ... года в должности акушерки отделения патологии беременных ГУЗ «Брянская областная больница №1», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, ... года по ... года, ... года ... года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с ... года по ... года, ... года по ... года в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев. Признать за ней прав на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ... года.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала. Суду пояснила, что спорные периоды работы не могут быть зачтены в общий трудовой стаж, просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Макарова И.Э. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако истцу отказано в назначении данного вида пенсии по вышеизложенным основаниям.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, а он связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с ... года по ... года и с ... года по ... года в должности акушерки отделения патологии беременных ГУЗ «Брянская областная больница №1».
Истцу отказано во включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено списком.
Штатным расписанием областной больницы за указанный период предусмотрено должность акушерки отделения патологии беременных.
Из должностной инструкции акушерки отделения патологии беременных усматривается, что в обязанности последней оказание непосредственной медицинской помощи.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О суд общей юрисдикции вправе устанавливать тождественность выполняемых функций, условий и характера медицинской деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено наименование должности акушерка.
Работа в указанных должностях засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд находит, что должность акушерки отделения патологии беременных тождественна должности акушерки, поскольку в спорный период истец осуществляла работы, направленную на охрану здоровья населения.
При таких обстоятельствах период работы истца с ... года по ... года и с ... года по ... года в должности акушерки отделения патологии беременных ГУЗ «Брянская областная больница №1» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Истцу отказано во включении в стаж работы периодов с нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, ... года по ... года, ... года ... года в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Факт направления и нахождения истца на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы подтвержден справкой ГУЗ «Брянская областная больница № 1».
В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В период нахождения на курсах повышения квалификации за Макаровой И.Э. сохранена должность акушерки отделения патологии беременных ГУЗ Брянской областной больницы № 1.
Исходя из смысла ст. 187 ТК РФ время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж по специальности, поскольку работодателем производились страховые взносы в Пенсионный Фонд.
В соответствии п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в резолютивной части решения должно быть указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. При этом необходимо иметь ввиду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, истцу отказано во включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с ... года по ... года, ... года по ... года.
Матерью ФИО6 ... года рождения является Макарова И.Э., что подтверждается свидетельством о рождении л.д.14).
Матерью ФИО7 ... года рождения является Макарова И.Э., что подтверждается свидетельством о рождении л.д.15).
Факт нахождения Макаровой И.Э. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,6 лет подтверждаются записью в трудовой книжке и карточками справками.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР ( в ред.. действовавшей до 25.09.1992 г.) дополнительные отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с разъяснениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. и от 29.11.1989г. во время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Поскольку правоотношения по предоставлению истцу отпуска по уходу за ребенком возникли до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ (ст.167)», то указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
В период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.
Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст. 39 Конституции РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком подлежат включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступление в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, подлежат включению в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности требований истца и с учетов включения спорных периодов стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, находит возможным признать право Макаровой И.Э. на ее назначение с ... года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Макаровой ФИО12 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать за Макаровой ФИО13 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с ... года.
Включить Макаровой ФИО14 в стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с ... года по ... года и с ... года по ... года в должности акушерки отделения патологии беременных ГУЗ «Брянская областная больница №1», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ... года по ... года, ... года по ... года, ... года ... года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет с ... года по ... года, ... года по ... года в стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Макаровой ФИО15 досрочную трудовую пенсию по старости с ... года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней через Фокинский районный суд города Брянска.
Председательствующий судья Т.А.Подгало