Дело 2-1742 (2010)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи - Мариной С.А.,
при секретаре - Титовой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивченко И.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Пивченко И.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как ее педагогический стаж составляет более 25 лет.
Ответчиком необоснованно отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и признать за ней право на данный вид пенсии со дня обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с "дата".
В судебном заседании Пивченко И.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Никитина Е.М. иск не признала.
Суду пояснила, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
П ериоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Данными правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуске по уходу за ребенком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
"дата" Пивченко И.В. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа г. Брянска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска от "дата" № в назначении требуемой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого 25- летнего педагогического стажа.
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 З «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пивченко И.В. не включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Рассматривая законность и обоснованность отказа истцу в назначении пенсии суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 З «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Пивченко И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 г.) дополнительные отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с Разъяснениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 г. и от 29 ноября 1989 г. время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Неприменение данных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям ст. 19 Конституции РФ.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о включении Пивченко И.В. в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
С "дата" по "дата", с "дата" по "дата" Пивченко И.В. направлялась на курсы повышения квалификации. Указанные периоды не включены ответчиком в специальный стаж.
Согласно ст. ст. 27, 28 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании изложенного, с учетом включения Пивченко И.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии спорных периодов, суд считает, что истец приобрела право на данную пенсию со дня обращения к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, то есть с "дата".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Пивченко И.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19.08.2010 года.
Включить в стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии Пивченко И.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья С.А. Марина