Дело № 2-1718/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Алейниковой С.А.,
при секретаре Холшевникове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Соколова Л.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что "дата" подала в УПФ РФ в Фокинском районе (ГУ) городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в этом ей было отказано.
Истец считает отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № <адрес> и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата"
Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с момента обращения в УПФ РФ, включив названные периоды в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В судебном заседании Соколова Л.В. исковые требования поддержала.
Представитель УПФ РФ по доверенности Попова Г.В. иск не признала.
Суду пояснила, что период работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № <адрес> не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 (далее Списком).
Кроме того, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", так как включение данных периодов, не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г. (далее Правила).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение.
Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением педагогической и иной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях образования.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что "дата" Соколова Л.В. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.
УПФ РФ свой отказ мотивирует тем, что в специальный стаж не подлежит включению период работы истца в должности <...> средней школы № <адрес> с "дата" по "дата", так как наименование должности не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781 (далее Списком).
Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям.
По делу установлено, что Соколова Л.В. с "дата" работала <...> в средней школе № <адрес>, с "дата" переведена на должность <...> в среднюю школу №, что подтверждается письменными доказательствами: копией трудовой книжки истца; выписками из приказов о приеме на работу и о переводе истца на другую работу, предоставленные ГУО «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>»; справкой № о периоде работы истца.
Из справки из отдела управления образования Брянской городской администрации по Фокинскому району следует, что должностные инструкции <...> и «<...> не сохранились.
Учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию должны проводиться в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.
Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463.
Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В данный период работы Соколовой Л.В. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, в соответствии с п.2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Кроме того, предусмотрено Перечнем учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников просвещения, утвержденный Приказом Министерства Просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985г. «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий» согласно которому, в разделе «Наименование должности» предусматриваются «Старшие пионервожатые», а в разделе «Наименование учебных заведений, учреждений и организаций» предусматривает «Общеобразовательные школы (средние школы)».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Соколова Л.В. имеет право на зачет вышеуказанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Кроме того, истцу отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", так как данный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от "дата" №.
С данным выводом УПФ РФ суд не может согласиться по следующим основаниям.
Судом установлено, что Соколова Л.В. с "дата" по настоящее время работает <...> в Брянской средней школе № <адрес>.
В периоды с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", на основании приказов № от "дата" и № от "дата" УО Брянской городской администрации, она проходила обучение на курсах повышения квалификации в Брянском институте повышения квалификации работников образования (БИПКРО) с сохранением средней заработной платы, по курсу «Обучение иностранным языкам в старшей школе», что подтверждается копиями приказов и удостоверений.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный период подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение досрочной пенсии.
Учитывая, что статьями 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям статьи 19 Конституции РФ.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом указанных периодов льготный стаж истца по состоянию на "дата" составляет 25 лет.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования заявленными Соколовой Л.В. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соколовой Л.В. удовлетворить.
Признать за Соколовой Л.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, включив Соколовой Л.В. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
- с "дата" по "дата" - период работы в должности <...> средней школы № <адрес>;
- с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" - периоды нахождения на курсах в Брянском институте повышения квалификации работников образования.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска назначить Соколовой Л.В. трудовую пенсию с "дата"
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья С.А. Алейникова