Дело № 2-1769 (2010)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2009 года Фокинский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи - Перминова П.В.,
при секретаре - Козейкиной Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солопеевой А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Солопеева А.Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как ее педагогический стаж составляет более 25 лет. Однако ответчик необоснованно не включил в стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", ссылаясь на то, что Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, ответчик не включил в педагогический стаж период работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...> и период работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>, ссылаясь на то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком работ профессий должностей, специальностей и учреждений. Истец считает, что ответчик необоснованно не включил в педагогический стаж вышеуказанные периоды и просит включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и признать ее право на данную пенсию с "дата".
В судебном заседании Солопеева А.Г. уточнила исковые требования и просила суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", период работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...> и период работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) Никитина Е.М. иск не признала, суду пояснила, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата", не могут быть включены в льготный стаж, поскольку данные периоды имели место после вступления в силу ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992г. № 3543-1, положениями которого не предусматривалась возможность включения периода нахождения женщины по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, и периоды работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...> и с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>, не могут быть включены льготный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком работ профессий должностей, специальностей и учреждений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение.
Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)
Судом установлено, что "дата" Солопеева А.Г. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.
В льготный стаж работы истцу не были включены периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" по тому основанию, что порядок исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, согласно которым, включение в стаж дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком не предусмотрено.
Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям.
Судом установлено, что "дата" у Солопеевой А.Г. родился сын ФИО2 и "дата" родился сын ФИО1, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
Из справки отдела управления образования Брянской городской администрации по Советскому району от "дата", Солопеевой А.Г. работала в детском саду № <...> г. Брянска в должности <...> с "дата" (приказ о приеме на работу от "дата" №) по "дата" (приказ об увольнении от 21.1 1.1994 г. №). За период работы Солопеевой А.Г. в детском саду № <...> предоставлялся отпуск по уходу за ребенком с "дата" по "дата" (приказ от "дата" №) и с "дата" по "дата" (приказ от "дата" №). Детский сад № <...> с "дата" закрыт Постановлением Администрации города Брянска от "дата" «О закрытии дошкольного образовательного учреждения № <...> по <адрес> Солопеевой А.Г., "наименование должности", приступить к работе с "дата" после отпуска по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
В период нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.
Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
Кроме того, в период нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.ию в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женпо старости (ст. уходу за ребенком при досрочном назначении пенсиичением женщинам в стаж работы по специальности периода нахож
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми подлежат включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступление в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить.
А потому, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" подлежат включению в льготный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, Солопеевой А.Г. отказано во включении в льготный стаж периодов работы с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...> и с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>.
УПФ РФ свой отказ мотивирует тем, что наименование учреждения ГДОУ «Оздоровительный центр № на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам.
Суд не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила).
Данный Список в графе «Наименование учреждений» в числе дошкольных образовательных учреждений предусматривает «детский сад».
Педагогическая деятельность во внешкольных учреждениях всех типов включалась в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и согласно ранее действовавшим Спискам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г № 1067.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года № 197-О, суд общей юрисдикции вправе устанавливать тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Из трудовой книжки усматривается, что Солопеева А.Г. с "дата" принята в ДОУ - № ст.Брянск - 2 <...> (приказ № от "дата"). "дата" ДОУ «Оздоровительный центр №» на ст. Брянск-II МЖД переименовано в ГДОУ Центр развития ребенка - детский сад № на ст. Брянск-II МЖД (приказ № от "дата"). "дата" уволена с согласия работника в порядке перевода в негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (приказ № от "дата").
Как следует из Устава ГДОУ «Оздоровительный центр» на станции Брянск-II Московской железной дороги Министерства путей сообщения РФ от "дата" учреждение реализует государственную «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» Министерства просвещения РФ, рекомендации областного физдеспансера, детской поликлиники № г.Брянска. Основными задачами оздоровительного центра являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, долечивание часто болеющих детей, снижение процента заболеваемости, взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка. В оздоровительный центр принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.
Согласно справке № от "дата", ясли - сад № Брянского отделения Московской железной дороги был переименован в государственное дошкольное образовательное учреждение «Оздоровительный центр» № на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ на основании приказа заместителя начальника Московской железной дороги от "дата" №.
Государственное дошкольное образовательное учреждение «Оздоровительный центр» № на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ на основании указания МПС России от "дата" № у и приказа начальника Московской железной дороги от "дата" № переименовано в государственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ.
На базе государственного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ решением Совета директоров ОАО «РЖД» протокол № от "дата" было создано негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Установлено, что вносимые изменения в Устав касались только наименования данного учреждения, но не его вида деятельности.
Суд приходит к выводу, что деятельность учреждения для детей ГДОУ «Оздоровительный центр» на станции Брянск-II Московской железной дороги Министерства путей сообщения РФ соответствует деятельности дошкольных учреждений, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
В связи с тем, что Солопеева А.Г. работала с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...> и с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>, то есть осуществляла педагогическую деятельность, суд считает, что эти периоды также подлежат к зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства и учитывая, что педагогический стаж Солопеевой А.Г. составляет более 25 лет, суд приходит к выводу, что требования о назначении ей ответчиком трудовой пенсии подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, с учетом включения Солопеевой А.Г. в выслугу лет для досрочного назначения пенсии спорных периодов, суд считает, что истица приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии с "дата", поскольку ее педагогический стаж составляет более 25 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Солопеевой А.Г. удовлетворить.
Признать за Солопеевой А.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, включив Солопеевой А.Г. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды:
- с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
- с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>;
- с "дата" по "дата" в ГДОУ «Оздоровительный центр №» на станции Брянск-2 Московской железной дороги МПС РФ в должности <...>.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска назначить Солопеевой А.Г. трудовую пенсию с "дата"
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение 10 дней.
Председательствующий судья П.В.Перминов