Дело № 2-241/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Алейниковой С.А.,
при секретаре Строгановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонина И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Афонин И.А. обратился в суд с иском о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что "дата" подал в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в этом ему было отказано.
Истец считает отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата"
Просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии со дня возникновения права на нее, включив названный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Афонин И.А. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Предъявленные исковые требования поддерживает.
Суд, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца.
Представитель УПФ РФ по доверенности Попова Г.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Суду пояснила, что периоды прохождения истцом с "дата" по "дата" службы в рядах Советской Армии не может быть засчитан в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку данный период может быть включен при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 (далее Положение), приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение.
Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением педагогической и иной деятельностью по воспитанию и обучению в государственных и муниципальных учреждениях образования.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Судом установлено, что "дата" Афонин И.А. обратился в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в чем ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.
Ответчик, отказывая истцу во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы в рядах Советской армии с "дата" по "дата", ссылается на то основание, что данный период может быть включен при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959г.
Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям.
Судом установлено, что Афонин И.А. "дата" Фокинским РВК города Брянска призван для прохождения военной службы в воинской части №.
На основании приказа МО СССР № от "дата" уволен в запас с "дата"
Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959г., для учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения засчитывается в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных Сил СССР, с учетом, что специальный стаж составляет не 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии
По делу установлено, что без учета спорного периода специальный стаж истца составляет 23 года 3 месяца 17 дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными документами: копиями трудовой книжки и военного билета истца; копией учетно-послужной карточки и справкой № от "дата", выданной Военным комиссариатом Брянской области; справкой УПФ РФ от "дата"
Стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составляет 25 лет.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата", подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как с учетом требовании вышеизложенного Положения, он имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии (более 2/3).
Кроме того, положениями Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004г. разьяснено, что граждане могут осуществлять оценку приобретенных до 1 января 2002г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа по нормам ранее действующего законодательства.
Пунктом 11 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 разъяснено, что по волеизъявлению, и в интересах застрахованного лица, претендующего на установлении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Учитывая, что статьями 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям статьи 19 Конституции РФ.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Афонина И.А. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Афонина И.А. удовлетворить.
Признать за Афониным И.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, включив Афонину И.А. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с "дата" по "дата"
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Афонину И.А. трудовую пенсию с момента возникновения права на нее.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья С.А. Алейникова