Решение об удовлетворении иска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело 2-204 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Мариной С.А.,

при секретаре - Титовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конопелько Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Конопелько Т.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как ее педагогический стаж составляет более 25 лет.

Ответчиком необоснованно отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> государственного муниципального дошкольного образовательного учреждения № города Брянска, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и признать за ней право на данный вид пенсии со дня обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с "дата".

В судебном заседании Конопелько Т.В. исковые требования уточнила.

Просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с 01.07.1999 года по 01.01.2001 года в должности воспитателя государственного муниципального дошкольного образовательного учреждения № города Брянска, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с даты рождения ребенка с "дата" по "дата" и признать за ней право на данный вид пенсии со дня обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с "дата".

Представитель ответчика Попова Г.В. иск не признала.

Суду пояснила, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Период работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> государственного муниципального дошкольного образовательного учреждения № города Брянска не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Данными правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

"дата" Конопелько Т.В. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа г. Брянска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением УПФР РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска от "дата" № в назначении требуемой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого 25- летнего педагогического стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конопелько Т.В. не включен период работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> государственного муниципального дошкольного образовательного учреждения № города Брянска, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

Рассматривая законность и обоснованность отказа истцу в назначении пенсии суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно записи в трудовой книжке Конопелько Т.В. работала с "дата" по "дата" в должности <...> муниципального дошкольного образовательного учреждения № <...> города Брянска.

Указанный период работы истцу не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как наименование учреждения не соответствует Списку..., утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Суд приходит к выводу о включении указанных периодов работы истца в специальный стаж по следующим основаниям.

При определении периода работы истца, подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, применимо законодательство, действовавшее в период выполнения соответствующей работы.

До 29.10.2002 года действовали Списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г № 1067.

Указанными Списками было предусмотрено наименование учреждения «детский сад», наименование должности <...>

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в графе «Наименование учреждений» в числе дошкольных образовательных учреждений предусматривает детские сады всех наименований, в графе «Наименование должностей» - <...>.

Как следует из Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения № <...> основными целями и задачами деятельности учреждения являются создание и обеспечение соответствующих условий для разностороннего развития личности ребенка путем удовлетворения потребности в игре, общении и познании, охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание детей дошкольного возраста с 2 месяцев до 7 лет.

26.02.2001 года № 270 администрацией города Брянска вынесено постановление «О приведении наименований учреждений образования города Брянска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года.

В соответствии с Приложением №1 в наименование муниципального дошкольного образовательного учреждения № <...> внесено дополнение - «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № <...> (л.д. 37).

На основании вышеизложенного, вносимые изменения в Устав касались только наименования данного учреждения, но не его вида деятельности.

Суд приходит к выводу, что наименование учреждения муниципальное дошкольное образовательное учреждение № <...> соответствует наименованию учреждения, предусмотренного Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.

В связи с тем, что Конопелько Т.В. с "дата" по "дата" работала в должности <...> в дошкольном образовательном учреждении, то есть осуществляла педагогическую деятельность, суд считает, что этот период подлежит к зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию.

"дата" у Конопелько Т.В. родилась дочь ФИО1 (л.д. 40).

УПФР РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска Конопелько Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конопелько Т.В. не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В период нахождения истца в отпуске по уходу за детьми действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.

Установлено, что документы о предоставлении Конопелько Т.В. отпуска по уходу за ребенком отсутствуют. Суд приходит к выводу, что началом периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком является дата рождения ребенка - с "дата".

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку такое право у истца возникло до вступление в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить.

На основании изложенного, с учетом включения Конопелько Т.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии спорных периодов, суд считает, что истец приобрела право на данную пенсию со дня обращения к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, то есть с "дата".

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Конопелько Т.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с "дата".

Включить в стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии Конопелько Т.В. период работы с "дата" по "дата", период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Судья С.А. Марина