Решение об удовлетворении иска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело 2-459 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Мариной С.А.,

при секретаре - Титовой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова К.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Ершов К.Д. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как его педагогический стаж составляет более 25 лет.

Ответчиком необоснованно отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены период работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска, с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата".

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признать за ним право на данный вид пенсии с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с "дата".

В судебном заседании Ершов К.Д., представитель истца по доверенности Евсютин С.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Никитина Е.М. иск не признала.

Суду пояснила, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы истца с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска, с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку наименование должностей не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Период прохождения службы в Вооруженных силах СССР не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 должно приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, рабата в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

"дата" Ершов К.Д. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Фокинском районе городского округа г. Брянска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Решением УПФР РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска от "дата" № в назначении требуемой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого 25- летнего педагогического стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу не включены период работы с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска, с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата".

Рассматривая законность и обоснованность отказа истцу в назначении пенсии суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно записи в трудовой книжке Ершов К.Д. с "дата" по "дата" работал в должности <...> средней школы № города Брянска, с "дата" по "дата" в должности <...> средней школы № города Брянска.

Указанные периоды работы истцу не включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как наименование должности не соответствует Списку..., утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Суд приходит к выводу о включении указанного периода работы истца в специальный стаж по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 1 указанного Списка… поименована должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным процессом, а в пункте 1.1 указано общеобразовательное учреждение школа.

Как следует из законодательства, регулирующего спорные правоотношения, критериев "образовательного процесса" не имеется, следовательно, соотношение деятельности и образовательного процесса является оценочным как для органа, принимающего решение о назначении пенсии, так и для суда, рассматривающего спорные правоотношения.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 года под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Согласно выпискам из приказа № по средней школе № города Брянска от "дата", от "дата" Ершову К.Д. с "дата" даны 9 часов <...>, с "дата" 10 часов <...> (л.д. 23).

Также из карточки-справки следует, что за период с 1993 года по 1995 год Ершов К.Д. работал в должности <...> и совмещал должность <...> (л.д. 22).

Согласно справке Управления образования администрации города Брянска от "дата" Ершов К.Д. в период с "дата" по "дата" во время работы в МОУ «СОШ № города Брянска» в должности <...> имел учебную нагрузку по должности <...>: с "дата" по "дата" 13 часов в неделю, с "дата" по "дата" 11 часов в неделю (л.д. 21).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что деятельность истца в указанных должностях непосредственно связана с образовательным процессом, в связи с чем, период его работы в данных должностях подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В период с "дата" по "дата" Ершов К.Д. проходил службу в Вооруженных силах СССР.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959г., для учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения засчитывается в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных Сил СССР, с учетом, что специальный стаж составляет не 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии

По делу установлено, что без учета спорного периода специальный стаж истца составляет <...> года <...> месяцев <...> дней.

Стаж необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составляет 25 лет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата", подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как с учетом требовании вышеизложенного Положения, он имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии (более 2/3).

Кроме того, положениями Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004г. Разъяснена возможность осуществлять оценку приобретенных до 1 января 2002г. пенсионных прав граждан, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа по нормам ранее действующего законодательства.

Пунктом 11 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 разъяснено, что по волеизъявлению, и в интересах застрахованного лица, претендующего на установлении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Учитывая, что статьями 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям статьи 19 Конституции РФ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного, с учетом включения Ершову К.Д. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии спорных периодов, суд считает, что истец приобрел право на данную пенсию со дня обращения к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, то есть с "дата".

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Ершовым К.Д. право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с "дата".

Включить в стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии Ершову К.Д. периоды работы с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата".

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Судья С.А. Марина