Дело № 2-60/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2011 года Фокинский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Перминова П.В., при секретаре Козейкиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасиной М.М. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, и восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛ
Герасина М.М. обратилась в суд с иском к Фокинской районной администрации признании незаконными действий, выразившихся в снятии ее с очереди нуждающихся в жилом помещении, признании права на получение отдельного жилого помещения, и понуждении ответчика решить вопрос обеспечения отдельным жилым помещением. В обоснование иска Герасина М.М. ссылалась на то, что с "дата" проживает в коммунальной квартире по <адрес>. В "дата" была принята Фокинской районной администрацией г.Брянска на жилищный учет на общую очередь. В "дата" была включена в список льготной очереди 20%, так как является бывшим малолетним узником концентрационных лагерей. Вместе со своим сыном ФИО1 занимает две смежные комнаты размером <...> и <...> кв.м. Комнату размером <...> кв.м. занимает семья ФИО2, состоящая из <...> человек. Распоряжением Фокинской районной администрации г.Брянска от "дата" № Герасина М.М. исключена из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем по нормам, действующим на территории Брянской области. Считает действия Фокинской районной администрации г.Брянска незаконными, так как применяемые ответчиком нормы распространяются на отдельные квартиры, но не на коммунальные квартиры. Просила суд признать действия ответчика по снятию с жилищного учета необоснованными, признать за ней право на получение отдельного жилого помещения как состоявшей на жилищном учете с "дата", и на льготной очереди с "дата", обязать Фокинскую районную администрацию г.Брянска решить вопрос об обеспечении ее отдельным жилым помещением как бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей.
Истец Герасина М.М. и ее представитель Глазкова Л.П. исковые требования поддержали и уточнили, просили признать незаконными действия ответчика по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить Герасину М.М. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как постановленную на льготный учет в качестве инвалида Великой Отечественной войны, с "дата". Она признана малолетним узником фашистских концлагерей, является инвалидом <...> группы <...>, и на основании пункта 1 Указа Президента РФ № 1235 от 15 октября 1992 года ей как бывшему несовершеннолетнему узнику фашизма предоставляются льготы по материально-техническому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Подпунктом 4 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, независимо от их имущественного положения.
Представитель ответчика Давыдова О.П. иск не признала, заявила о применении срока исковой давности по заявленному требованию о признании незаконными действий Фокинской районной администрации г.Брянска. Кроме того, Герасина М.М. является собственником <...> долей в спорной квартире общей площадью <...> кв.м. Постановлением Брянской городской администрации от "дата" № учетная норма жилого помещения на территории г.Брянска составляет 14 кв.м. К моменту снятии с очереди Герасина М.М. была обеспечена нормой жилой площади на одного человека, поэтому она правильно была снята с очереди нуждающихся в жилых помещениях и оснований для удовлетворении ее требований не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
"дата" Герасина М.М. обратилась в Фокинский райисполком г.Брянска с заявлением о принятии семьи на учет для получения жилья.
Из письма Исполнительного комитета Фокинского районного Совета народных депутатов следует, что решением исполкома Фокинского райсовета № от "дата" Герасина М.М. принята на учет для получения жилплощади списку общей очереди составом семьи <...> человека (л.д.11).
"дата" от Герасиной М.М. в администрацию Фокинского района г.Брянска поступило заявление о включении в списки льготной очереди как бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей.
Из письма администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" № видно, что постановлением администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" № Герасина М.М. включена в списки льготной очереди в счет 20% как малолетний узник концлагеря (л.д.12).
Из письма администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" следует, что распоряжением № от "дата" в списках льготной очереди изменен состав семьи с четырех на одного (л.д.13).
Пунктом 3.5 протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" принято решение об исключении Герасиной М.М. из списков очередности граждан как обеспеченной жилой площадью по санитарным нормам, установленным по Брянской области.
Пунктом 3.5. распоряжения администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" № исключена из списков очередности граждан как обеспеченная жилой площадью по санитарным нормам, установленным по Брянской области.
Письмом администрации Фокинского района г.Брянска от "дата" Герасина М.М. была уведомлена об исключении из списков очередности как обеспеченная жилой площадью по санитарным нормам, установленным по Брянской области (л.д.14).
Из письма от "дата" № следует, что обращение Герасиной М.М. на личном приеме главы администрации Фокинского района г.Брянска рассмотрено по вопросу восстановления в списках очередности на получение жилой площади, было приято решение о восстановлении в очереди. Однако надзорные органы и Брянская городская администрация вынесли предупреждение администрации Фокинского района г.Брянска о недопущении нарушений ч.2 ст.51 ЖК РФ и ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», так как занимаемая ею жилая площадь составом семьи <...> человека соответствует санитарным нормам, установленным по Брянской области.
С требованием о признании незаконными действий ответчика по снятию с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Герасина М.М. обратилась в суд "дата".
Согласно ч.1 ст. 246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Действия Фокинской районной администрации г.Брянска по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий создают препятствия к осуществлению Герасиной М.М. прав на улучшение жилищных условий, в связи с чем оспаривание таких действий регулируется главой 25 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из пояснений Герасиной М.М. и материалов дела видно, что о нарушенном праве - снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Герасиной М.М. стало известно "дата".
С требованием об оспаривании действий администрации Фокинского района г.Брянска по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Герасина М.М. обратилась "дата", то есть по истечении установленного трехмесячного срока обращения в суд с заявлением.
Частью 2 ст. 256 ГПК РФ предусмотрено, что причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Уважительных причин пропуска обращения в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Фокинского района г.Брянска Герасина М.М. и ее представитель суду не представили.
В связи с пропуском Герасиной М.М. трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании действий ответчика, выразившихся в снятии с учета нуждающихся в жилых помещения, ее требование о признании таких действий незаконными удовлетворению не подлежит.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним видно, что Герасина М.М. является собственником <...> долей в общей долевой собственности трехкомнатной квартиры по <адрес>, площадью <...> кв.м.
В соответствии со ст. 42 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.
Собственником <...> долей в общей долевой собственности квартиры по <адрес>, площадью <...> кв.м. является ФИО2
Из копий поквартирных карточек квартиры по <адрес>, плана (л.д.23) и экспликации площади квартиры(л.д.24), видно, что Герасина М.М. и ее сын ФИО1 пользуются двумя комнатами <...> кв.м. и <...> кв.м., балконом <...> кв.м. Комнатой площадью <...> кв.м. пользуется ФИО2
Таким образом, на сособственника жилого помещения Герасину М.М. и члена ее семьи ФИО1 приходится по <...> кв.м. жилой площади и по <...> кв.м. общей площади (<...>.).
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Из материалов дела видно, что основанием для постановки Герасиной М.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлась нуждаемость истца в улучшении жилищный условий в связи с недостаточным количеством жилой площади на одного человека для состава семьи из <...> человек.
До введения в действие Жилищного кодекса РФ 01.03.2005 года жилищные условия истца улучшились в связи с изменением состава семьи Герасиной М.М. с <...> человек на <...>. В результате чего на каждого из членов семьи нанимателя стало приходиться по 13,5 кв.м. жилой площади. Поэтому основания, которые давали Герасиной М.М. право на получение жилого помещения по договору социального найма, отпали.
Согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями), граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В связи с улучшением жилищных условий Герасина М.М. утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилого помещения по договору найму. Поэтому она подлежала снятию с учета в целях последующего предоставления ей жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 1 Указа Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» от 15 октября 1992 г. N 1235, предусмотрено предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Понятие нуждающегося в жилом помещении дано в жилищном законодательстве Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ч.ч.4 и5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, нуждающимся в жилом помещении является гражданин, обеспеченность общей площадью жилого помещения которого определяется учетной нормой.
Постановлением Брянской городской администрации от "дата" № на территории Брянской области установлена учетная норма жилого помещения 14 кв.м. общей площади на одного человека.
На Герасину М.М. и члена ее семьи ФИО1 приходится по 19,8 кв.м. жилой площади, то есть больше минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С "дата" ФИО1 не является нанимателем коммунальной квартиры, так как приняла в собственность <...> долей квартиры.
Суд не принимает доводы стороны истца о том, что Герасина М.М. нуждается в улучшении жилищных условий в связи с тем, что проживает в коммунальной квартире, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что в спорной квартире проживает другой сособственник жилого помещения, в том числе с другими членами его семьи, не влияет размер учетной нормы для семьи истца, поскольку с учетом положений ст. ст. 42 и 50 ЖК РФ, учетная норма каждого сособственника определяется исходя из размера долей, принадлежащих им на праве собственности.
В связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для признания Герасиной М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Учитывая, что в связи с улучшением жилищных условий Герасина М.М. утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ей право на получение жилого помещения по договору найма, принимая во внимание, что она является собственником <...> долей квартиры, в которой общая жилая площадь на одного члена ее семьи превышает учетную норму для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, а так же то обстоятельство, что оснований для признания Герасиной М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, суд считает, что иск о восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Герасиной М.М. к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконными действий, выразившихся в снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, и восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г.Брянска в течение 10 дней.
Председательствующий судья П.В.Перминов