Дело № 2-769/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 мая 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе председательствующего судьи Перминова П.В., при секретаре Козейкиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Новикова Л.И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ссылаясь на то, что, что "дата" обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако, в этом ей было отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с "дата" по "дата" - отпуск по уходу за детьми. Просит суд признать право на досрочное назначение трудовой пенсии, включив названный период работы в льготный стаж с "дата". В судебном заседании Новикова Л.И. уточнила исковые требования и просила суд включить в льготный стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с "дата" по "дата" и обязать ответчика назначить трудовую пенсию момента возникновения права. Представитель УПФ РФ по доверенности Кулакова С.Н. иск не признала, суду пояснила, что период работы с "дата" по "дата" - отпуск по уходу за детьми, не может быть включен в льготный стаж, поскольку вышеуказанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Исходя из вышеизложенного, нет правовых оснований для зачета в специальный стаж вышеуказанного периода работы. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из трудовой книжки истца видно, что она с "дата" работала в общеобразовательных учреждениях <...> и <...> Общеобразовательные учреждения и должности, на которых работала истец, включены в «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона "о трудовых пенсиях в российской федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449). "дата" Новикова Л.И. обратилась в УПФ РФ с заявлением о расчете специального трудового стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности. Новиковой Л.И. не был включен в льготный стаж период нахождения в отпуске по уходу за детьми с "дата" по "дата" Ответчиком отказано во включении в льготный стаж этого периода, в связи с тем, что вышеуказанный период не предусмотрен Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516. Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям. Установлено, что Новикова Л.И. "дата" родила дочь ФИО1 и "дата" сына ФИО2, что подтверждается свидетельствами о рождении. Согласно справке № от "дата" Новикова Л.И. работала учителем начальных классов в МОУ СОШ № г.Брянска с "дата" (приказ 36 § 3 от "дата") по "дата" (приказ № § 3 от "дата"). За время работы в школе находилась в отпуске по уходу за ребенком с "дата" (приказ № от "дата") по "дата" (приказ № § 3 от "дата") Средняя школа № г.Брянска "дата" в связи с изменением юридического статуса переименована в МОУ Среднего (полного) общего образования школу № г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов (свидетельство о регистрации № от "дата"). МОУ Среднего (полного) общего образования школу № г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов "дата" была переименована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов» (свидетельство о регистрации № от "дата"). В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. В период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Кроме того, в период нахождения истца в отпусках по уходу за детьми действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях. Согласно справке отдела Управления образования по Советскому району г.Брянска № от "дата", Новикова Л.И. работала в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № г.Брянска с углубленным изучением отдельных предметов» в должности учителя начальных классов и в период с "дата" по "дата" находилась в отпуске по уходу за ребенком, а с "дата" по "дата" в отпуске по беременности и родам. Из справки ГБУЗ «Брянский городской родильный дом №» от "дата" видно, что у Новиковой Л.И. роды "дата" относились к осложненным родам, <...> Порядок предоставления послеродового отпуска при осложненных родах установлен в Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 23 апреля 1997 г. N 01-97. Согласно пункта «в» Инструкции утвержденный Приказом Минздрава России от 23 апреля 1997 г. N 01-97, послеродовый отпуск предоставляется продолжительностью восемьдесят шесть (при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов, в случае, если роды, сопровождавшиеся <...> . Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца в отпуске после родов с "дата", а так же нахождение ее в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" подлежат включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего, указанные изменения законодательства не могут это право прекратить. В связи с чем отказ УПФ РФ во включении в специальный трудовой стаж истца периодов нахождения в отпусках после родов и по уходу за ребенком с "дата" по "дата" является необоснованным. Требований о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам ребенка, родившегося, истец не заявляла, доказательств нахождения в отпуске по беременности и родам суду не предоставляла. Поскольку второй ребенок истца родился "дата", то есть после вступления в силу 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», то период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный стаж работы при назначении пенсии на льготных условиях, в связи с чем иск в этой части удовлетворению не подлежит. Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит иск Новиковой Л.И. подлежащим удовлетворению в части включения в специальный трудовой стаж период с "дата" по "дата". Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Новиковой Л.И. удовлетворить частично. Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска включить Новиковой Л.И. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком с "дата" по "дата". В удовлетворении остальной части иска Новиковой Л.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г.Брянска в течение 10 дней. Председательствующий судья П.В.Перминов