Решение об удовлетворении иска Мартын О.М. к УПФ РФ (ГУ) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-433/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года Фокинский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи - Стоян Е.В.,

при секретаре                                - Макеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартын О.М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Мартын О.М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в "дата" обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Фокинском районе городского округа г. Брянска с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Однако ей отказано по тем основаниям, что периоды работы с "дата" по "дата" в должности <...> войсковой части ; с "дата" по "дата" в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин; с "дата" по "дата" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"год, с "дата" по "дата" периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; период с "дата" по "дата" нахождения на курсах повышения квалификации и период с "дата" по "дата" не подтвержденный сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Мартын О.М. просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости указанные периоды работы, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. "дата"

В судебном заседании Мартын О.М. исковые требования уточнила, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с "дата" по "дата" в должности <...> войсковой части ; период с "дата" по "дата" в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин; с "дата" по "дата" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и период с "дата" по "дата" нахождения на курсах повышения квалификации; назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Фокинском районе городского округа г. Брянска Кулакова С.Н. исковые требования не признала, пояснив, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 в связи с медицинской деятельностью пользуются лица не менее 30 лет осуществляющие лечебную деятельность по охране здоровья населения и не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста. В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Мартын О.М. не может быть засчитан период работы с "дата" по "дата" - период работы истца <...> восковой части , поскольку наименование учреждения не предусмотрено «Списком…», период работы с "дата" по "дата" в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин, поскольку наименование учреждения и должности не предусмотрено «Списком…», период с "дата" по "дата" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и период с "дата" по "дата" нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку указанные периоды работы не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от "дата" .

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со справкой от "дата" Управления пенсионного фонда РФ в Фокинском районе городского округа г.Брянска, специальный стаж Мартын О.М., на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости составляет <...> года <...> мес. <...> дней. Страховой стаж на момент обращения за пенсией: <...> лет <...> мес. <...> дня.

Истцу при назначении досрочной пенсии по старости не засчитан в специальный трудовой стаж период её работы с "дата" по "дата" в должности <...> войсковой части .

Согласно записи в трудовой книжке, Мартын О.М. в период с "дата" по "дата", работала в должности <...>, войсковой части .

Наименование данного учреждения не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии…» утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781.

Как следует из Анкет - запросов (л.д.15,16,35), архивных справок Центрального архива Министерства обороны РФ (л.д.41,59) Мартын (...) О.М. работала медицинской сестрой в госпитале войсковой части . <адрес>, в период с "дата" по "дата".

Согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, недопустимо неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, а также неправомерное ограничение прав граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст. 39 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в госпитале войсковой части <адрес> осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Не соответствие наименования учреждения списку от "дата",не может лишать истца права на включение работы в указанном учреждении в льготный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии. Следовательно, период работы Мартын О.М. в госпитале войсковой части <адрес> подлежит зачету в стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Истцу отказано во включении в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода работы с "дата" по "дата" в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин.

Из материалов дела видно, что период работы Мартын О.М. в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин, относится к периоду деятельности до "дата", то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В указанный период работы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактический учреждений.

Таким образом, период работы истца в должности <...> в яслях-саду с "дата" по "дата" подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Также истцу не включен в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с "дата" по "дата".

В соответствии со справкой от "дата", Мартын О.М. находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста 1,5 лет с "дата" по "дата" (приказ от "дата"), в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста 3-х лет с "дата" по "дата" в отпуске без сохранения заработной платы с "дата" по "дата" (приказ от "дата").

В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968г. № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970г. «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970г.) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982г. разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989г. № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.

Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст. 39 Конституции РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступление в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся, в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период нахождения Мартын О.М. в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с "дата" по "дата", подлежит включению в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии.

Не включен также в специальный трудовой стаж истца период нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата".

В соответствии со справкой от "дата" НУЗ «Отделенческая больница на станции Брянск-2 ОАО «РЖД»», Мартын О.М. находилась на курсах повышения квалификации по циклу <...> с "дата" по "дата" - Брянский медицинский колледж приказ от "дата".

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 данных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из смысла данной статьи следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Исходя из изложенного следует, что периоды нахождения Мартын О.М. с "дата" по "дата" на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мартын О.М..

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Мартын О.М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - удовлетворить.

Включить в специальный стаж работы Мартын О.М. на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы:

- с "дата" по "дата" в должности <...> войсковой части ;

- с "дата" по "дата" в должности <...> в яслях-саде Брянского завода по ремонту дизельных машин;

- с "дата" по "дата" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

- с "дата" по "дата" период нахождения на курсах повышения квалификации.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Мартын О.М. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такового права.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                              Е.В.Стоян.