Решение об удовлетворении заявления Ерохина В.Ф. об оспаривании отказа Фокинской районной администрации г.Брянска о включении в списки участников программы `Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных фед. законодат`



Дело № 2-767/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Алейниковой С.А.,

при секретаре Федосовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ерохина В.Ф. об оспаривании отказа Фокинской районной администрации города Брянска во включении в список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,

установил:

Ерохин В.Ф. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что является инвалидом <...> группы и ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, состоит на жилищном учете в Фокинской районной администрации города Брянска в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, составом семьи 2 человека.

"дата" он обратился в Фокинскую районную администрацию города Брянска с заявлением о постановке на льготную очередь по обеспечению улучшения жилищных условий проживания или выдаче жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения.

Однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г.

Ерохин В.Ф. считает данный отказ незаконным, просит признать его таковым и обязать районную администрацию обязать включить его в список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании Ерохин В.Ф. заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Фокинского района города Брянска и Брянской городской администрации по доверенности Давыдова О.П. заявленные требования не признала.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя по доверенности Королевой Ж.В. с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. В связи с чем, суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что Ерохин В.Ф. является инвалидом 3-й группы по общему заболеванию и ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается соответствующими удостоверением.

Во исполнение вступившего в законную силу решения Фокинского районного суда города Брянска от 15 февраля 2011г., он, на основании распоряжения администрации города Брянска от "дата" принят на жилищный учет в списки общей очереди на получение жилой площади по договору социального найма.

Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153
«О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Органом местного самоуправления, в котором заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является Фокинская районная администрация города Брянска.

"дата" Ерохин В.Ф. обратился в Фокинскую районную администрацию города Брянска с заявлением о постановке на льготную очередь по обеспечению улучшения жилищных условий проживания или в выдаче жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения.

Однако в этом ему было отказано.

Районная администрация своей отказ мотивировала тем, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г., а потому не может быть включен в такой список.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Ерохина В.Ф. в суд с настоящим заявлением.

Проверяя законность и обоснований требований заявителя, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2).

К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления - денежную или натуральную.

При установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).

На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995г. № 511), действовавшая до 2001г., и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г.№ 675).

Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

1 января 2005г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).

Согласно пункту 2 части первой статьи 14 и пункту 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет до 1 января 2005г., гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставшие на учет после 1 января 2005г. обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2004г. № 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006г. обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., было предоставлено право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. № 675 и действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).

Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г.

Что касается граждан, также относящихся к указанной категории, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г., то они не получили статуса участников названной подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г., в соответствии с Жилищным кодексом РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Это не означает, однако, что изменение в отношении них формы предоставления данной меры социальной поддержки может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья по следующим основаниям.

Предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус.

В силу требований, сформулированных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц; нормы данного Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов граждан.

На основании изложенного, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005г., должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 24 мая 2001г. № 8-П, от 3 июня 2004г. № 11-П, от 15 июня 2006г. № 6-П и от 5 апреля 2007г. № 5-П при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем, введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005г., привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005г., и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005г.). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Постановлениям Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009г. № 17-П положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005г., так и после этой даты.

Учитывая изложенное, суд считает, что отказ районной администрации во включении Ерохина В.Ф. в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ерохина В.Ф. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Фокинской районной администрации города Брянска во включении Ерохина В.Ф. в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска включить Ерохина В.Ф., составом семьи <...> человека, в список граждан, подвергшихся радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Брянский областной суд со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья              С.А. Алейниковой