Решение об удовлетворении исковых требований Алексенко Е.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-1332/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре Строгановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексенко Е.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Алексенко Е.И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что после обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности, ей (дата) Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) в этом отказано.

Истец просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с 18 апреля 2011 года, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, следующие периоды: с (дата) по (дата) период нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за детьми, засчитав их в льготном исчислении как 1 год - 1 год 6 месяцев; с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении.

В ходе судебного заседания Алексенко Е.И. уточнила исковые требования, просила включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении 1 год - 1 год 6 месяцев, следующие периоды: с (дата) по (дата) период нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за детьми; с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с (дата).

В судебном заседании Алексенко Е.И. уточненные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель УПФ РФ по доверенности Кулакова С.Н. уточненный иск не признала.

Суду пояснила, что периоды нахождения Алексенко Е.И. в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за детьми с (дата) по (дата), а также периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) не могут быть включены в стаж, в льготном исчислении как 1 год - за 1 год 6 месяцев, поскольку включение таких периодов в льготный стаж не предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждения Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 516 от 11 июля 2002г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение.

Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Пунктом п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) (далее именуется - Федеральный закон) предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Судом установлено, что 18 апреля 2011 года Алексенко Е.И. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.

Алексенко Е.И. отказано УПФ РФ во включении в стаж работы, дающий право на назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как 1 год - за 1 год 6 месяцев, период нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за детьми с (дата) по (дата) по тому основанию, что порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, определен Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, согласно которым, включение в стаж дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, таких периодов не предусмотрено.

Суд не может согласиться с данными выводами УПФ РФ по следующим основаниям.

Судом установлено, что Алексенко Е.И. (до заключения брака Полякова) с (дата) по (дата) работала в должности медсестры детского отделения, с (дата) по (дата) работа в должности акушерки в родильном отделении Брянского роддома №2. С (дата) по настоящее время работает участковой цеховой медсестрой врачебного участка терапевтического отделения поликлиники <...>

(дата) родила дочь ФИО1., (дата) дочь ФИО2., в период времени с (дата) по (дата) находилась в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за детьми

Указанные обстоятельства помимо показаний сторон, подтверждаются письменными доказательствами: копией свидетельства о заключении брака истца; копией трудовой книжки истца; копиями свидетельств о рождении детей ФИО1 и ФИО2; копией справки от (дата) <...>.

В соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В период нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми действовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517, пунктом 10 которого предусмотрено, что руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны были предоставлять женщинам по их просьбе после окончания отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года.

Пунктом 2 принятого в развитие указанного постановления разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 4/11 до 30 марта 1970 года «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 марта 1970 года) предусматривалось, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» введен для работающих матерей, имеющих общий трудовой стаж не менее одного года, а также для женщин, обучающихся с отрывом от производства, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Одновременно работающие матери получили право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС утверждены 6 июля 1982 года разъяснения № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», где пунктом 6 разъяснено, что отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», согласно которому время частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывалось как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере. Время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности, в том числе и при назначении государственных пенсий.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Из разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 следует, что не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 года возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме этого, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, предусмотрено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы в должности среднего медицинского персонала, в том числе акушерка

В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, указанная работа в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год - за 1 год 6 месяцев.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за детьми подлежат включению в льготный стаж, поскольку такое право у истца возникло до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», характер правоотношений является длящимся в силу чего указанные изменения законодательства не могут это право прекратить. Кроме того, эти периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год - за 1 год 6 месяцев.

Кроме того, Алексенко Е.И. отказано во включении в льготный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата).

УПФ РФ отказ мотивирует тем, что это не предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 516 от 11 июля 2002г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям.

Как отмечалось ранее, Алексенко Е.И. работая участковой цеховой медсестрой врачебного участка терапевтического отделения поликлиники <...>, по направлению работодателя проходила обучение на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в Брянском базовом медицинском колледже.

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Помимо этого, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая изложенное, положения Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, и Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные периоды обучения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в трудовой стаж, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев.

Учитывая, что статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям статьи 19 Конституции РФ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом указанных периодов стаж работы Алексенко Е.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по состоянию на 18 апреля 2011 года, согласно сведениям предоставленным ответчиком составляет 30 лет 6 месяцев 10 дней.

Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит иск Алексенко Е.И. подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Алексенко Е.И. удовлетворить.

Признать за Алексенко Е.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, включив Алексенко Е.И. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

- с (дата) по (дата) период нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за детьми в льготном исчислении как 1 год- за 1 год 6 месяцев;

- с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) - периоды обучения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год- за 1 год 6 месяцев;

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Алексенко Е.И. трудовую пенсию с 18 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                             Н.Н. Фоменко