Дело 2-1045/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи Алейниковой С.А., при секретаре Федосовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Кусакина Е.Г. и Кульбакова Н.Ф. об оспаривании действий Фокинской районной администрации города Брянска, установил: Кусакин Е.Г. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что по решению Фокинского районного суда города Брянска от "дата" его мать ФИО1, являвшаяся матерью одиночкой, была лишена родительских прав. На основании постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата" его сестра Филатова О.М. была назначена его опекуном и по месту его регистрации в жилом помещении, принадлежащем дяде Кульбакову Н.Ф. (<адрес>), за ним было сохранено право пользования жилым помещением. После установления опеки он был снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрирован по месту жительства опекуна в жилом помещении, принадлежащем супругу опекуна (<адрес>). Осенью "дата" он обратился в администрацию Фокинского района города Брянска с заявлением о постановке на льготную очередь внеочередного предоставления жилой площади как сироте, в чем ему было отказано, поскольку постановлением администрации Фокинского района города Брянска от "дата" за ним было сохранено право пользования жилым помещением по <адрес>. Кусакин Е.Г. считает данный отказ незаконным по тому основанию, что в указанное в жилое помещение не вселялся, в нем не проживал. В жилом помещении, принадлежащем опекуну он проживает по договору найма, срок действия которого истекает "дата" Какие-либо права на иные жилые помещения у него отсутствуют. В связи с чем, просил признать в судебном порядке действия администрации района незаконными и обязать поставить его на жилищный учет по списку льготной очереди внеочередного предоставления жилого помещения. В ходе судебного разбирательства Кульбаков Н.Ф., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, обратился с заявлением об оспаривании действий Фокинской районной администрации, просил признать пункт 3 постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата", которым в принадлежащем ему жилом помещении по <адрес>, сохранено за Кусакиным Е.Г. право пользования жилым помещением. В обоснование заявленного требования ссылался на то, что Кусакин Е.Г., имея вместе со своей матерью регистрацию в его доме, в него не вселялся и не проживал. О сохранении за ним права пользования ему стало известно в ходе разбирательства по настоящему делу. В судебное заседание Кусакин Е.Г. не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя. Представитель Кусакина Е.Г. по доверенности Филатова О.М. и Кульбаков Н.Ф. заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям. Представитель Фокинской районной администрации города Брянска в судебное заседание не вился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя по доверенности Давыдовой О.П. с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Кроме того, из представленных письменных возражений следует, что районная администрация не признает требования, заявленные Кусакиным Е.Г. и Кульбаковым Н.Ф., находя свои действия законными и обоснованными. Кроме того, заявлено о пропуске Кульбаковым Н.Ф. срока для оспаривания постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата" Суд, на основании статьей 167 и 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, на основании статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что Кусакин Е.Г. родился "дата" Его мать ФИО1, являясь матерью одиночкой, на основании решения Фокинского районного суда города Брянска от "дата" лишена в отношении него родительских прав. Постановлением администрации Фокинского района города Брянска от "дата" № Филатова О.М. <...> назначена опекуном несовершеннолетнего Кусакина Е.Г. Кроме того, пунктом 3 данного постановления, на основании пункта 3 статьи 60 и 132 Жилищного кодекса РСФСР за несовершеннолетним Кусакиным Е.Г. сохранено право на жилую площадь по <адрес>. Указанное жилое помещение, на основании договора купли-продажи от "дата", принадлежит на праве собственности Кульбакову Н.Ф. В этом жилом помещении Кусакин Е.Г. был зарегистрирован с "дата" по "дата" Фактически он проживал по месту жительства сестры Филатовой О.М.: <адрес>, где зарегистрирован с "дата" по настоящее время. Собственником данного жилого помещения является ФИО3 <...> право собственности которого возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданное "дата" "дата" между ФИО3 и Кусакиным Е.Г. заключен договор найма жилого помещения по <адрес>. Срок действия договора 1 год, то есть до "дата" Из справок Управления Росреестра по Брянской области ГУП «Брянскоблтьехинвентаризация» следует, что у Кусакина Е.Г. отсутствуют какие-либо права на объекты недвижимого имущества. В "дата" Кусакин Е.Г. обратился в администрацию Фокинского района города Брянска с заявлением о постановке на льготную очередь внеочередного предоставления жилой площади как сироте, в чем ему было отказано, о чем свидетельствует письмо районной администрации № от "дата" Отказ мотивирован тем, что пунктом 3 постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата" за ним сохранено право на жилую площадь по <адрес>. Кусакин Е.Г. считает данный отказ незаконным, что и послужило поводом для его обращения в суд с заявлением об оспаривании действий районной администрации в срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кульбаков Н.Ф., являясь собственником жилого помещения, первоначально привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просил признать незаконными действия районной администрации в части сохранения за Кусакиным Е.Г. права пользования в принадлежащем ему жилом помещении. Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему. Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Статьей 1 Закона Брянской области от 9 июня 2006г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее, если не оговорено особо, - граждане), в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Положениями названного закона предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда допускается в случае, когда представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении (статья 6). На учет для внеочередного предоставления жилого помещения принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не имевшие закрепленного в соответствии с законодательством жилого помещения на момент лишения родительского попечения. Как указывалось ранее, за Кусакиным Е.Г. как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, на основании постановления Фокинской районной администрации города Брянска от "дата" № сохранено право на жилую площадь по <адрес>, собственником которого является Кульбаков Н.Ф. В указанном жилом помещении Кусакин Е.Г., не являясь членом семьи Кульбакова Н.Ф., вместе с матерью был зарегистрирован с "дата", но в него не вселялся и не проживал. Фактически проживал по месту жительства сестры Филатовой О.М. Доказательств обратного представителем районной администрации не представлено. В соответствии с положениями статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; Исходя из смысла статей 53 и 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент регистрации Кусакина Е.Г., для приобретения права на жилую площадь требуется не только установленный порядок вселения (регистрация), но и фактическое вселение, совместное проживание с нанимателем. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995г. № 31-П по делу о проверке конституционности части 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилище. Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998г. № 4-П о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. № 713, также разъяснено, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основаниям ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Учитывая изложенное, суд считает, что регистрация Кусакина Е.Г. в жилом помещении, принадлежащем Кульбакову Н.Ф., являлась административным актом, не порождающим право на проживание и пользование жилым помещением. Таким образом, у районной администрации при принятии "дата" постановления № отсутствовали основания сохранения за несовершеннолетним Кусакиным Е.Г. права на жилую площадь по <адрес>, собственником которого является Кульбаков Н.Ф. (пункт 3 постановления). Заявление районной администрации о пропуске Кульбаковым Н.Ф. срока для оспаривания данного пункта постановления суд находит в силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ необоснованным по тому основанию, что из объяснений Кульбакова Н.Ф. следует, что о существовании данного постановления ему стало известно в "дата"., а доказательств обратного районной администрацией не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании пункта 3 вышеуказанного постановления незаконным, а, соответственно, требование Кульбакова Н.Ф. основанным на законе. Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит обоснованным требование Кусакина Е.Г. об оспаривании действий районной администрации в части признания незаконным отказа в постановке его на жилищный учет - включение в льготную очередь внеочередного предоставления жилой площади по тому основанию, что пунктом 3 постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата" за ним сохранено право на жилую площадь по <адрес>. В силу статьи 257 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, требование Кусакина Е.Г. о понуждении районной администрации в постановке его на жилищный учет по списку льготной очереди внеочередного предоставления жилого помещения также является обоснованным. Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявлений Кусакина Е.Г. и Кульбакова Н.Ф. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, решил: Заявления Кусакина Е.Г. и Кульбакова Н.Ф. об оспаривании действий Фокинской районной администрации города Брянска удовлетворить. Признать незаконным пункт 3 постановления администрации Фокинского района города Брянска от "дата" о сохранении за Кусакиным Е.Г. права на жилую площадь по <адрес>. Обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска поставить Кусакина Е.Г. на жилищный учет по списку льготной очереди внеочередного предоставления жилого помещения с момента его обращения. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий судья С.А. Алейникова