Решение о частичном удовлетворении иска Солоновой Г.И. к УПФ (ГУ) в Фокинском районе городского округа г.Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-1469/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре - Исаковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солоновой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Солонова Г.И. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как ее медицинский стаж составляет более 30 лет.

Ответчиком необоснованно отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимого медицинского стажа.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включены периоды обучения истца с "дата" по "дата" в <...> медицинском институте и нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".

Просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с "дата", включив указанные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании Солонова Г.И. иск поддержала, суду пояснила, что согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 05.11 2002 года № 320 -О, следует, что выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы определяющие продолжительность специального трудового стажа (общего и специального), предусмотренного действующим в этот период законодательством. Поскольку в период обучения её в институте действовал Федеральный закон от 20 ноября 1990 года № 340-1, согласно которому, в общий пенсионный стаж засчитывался период обучения в институте, то период обучения в <...> медицинском институте должен быть засчитан в специальный медицинский стаж, а также поскольку в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и средней заработок, то они также подлежат включению в специальный медицинский стаж.

Представитель УПФ РФ по доверенности Кулакова С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.

Суду пояснила, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обладают лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Время обучения истца в <...> медицинском институте и периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Данными правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации и времени обучения в высшем учебном заведении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение.

Пунктом п.п. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011) (далее именуется - Федеральный закон) предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Солонова Г.И. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Фокинском районе городского округа города Брянска от "дата" год № 65 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Солоновой Г.И. не включен период её обучения в <...> медицинском институте с "дата" по "дата", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", по тому основанию, что порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, определен Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, согласно которым, включение в стаж дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, таких периодов не предусмотрено.

Рассматривая законность и обоснованность отказа истцу в назначении пенсии суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, что Солонова Г.И. с "дата" по настоящее время работает в должности участкового <...> Отделенческой больницы станции Брянск-2 Московской железной дороги (в период работы истца наименование учреждения изменилось, в настоящее время - Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Брянск-2 ОАО «Российские железные дороги»).

По направлению работодателя проходила обучение на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата"

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Помимо этого, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Названными Правилами не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периода обучения в институте.

Солонова Г.И. в обоснование своего требования о включении времени обучения в <...> медицинском институте в специальный стаж, ссылается на то, что статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливалось, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 этого Закона.

Согласно записи в трудовой книжке (л.д. 11-13), Солонова Г.И. училась в институте с отрывом от основного места работы.

Место работы (должность) за ней не сохранялась и выплаты, предусмотренные законодательством ей не производились.

Страховые взносы за период обучения в институте в Пенсионный фонд РФ не уплачивались.

В период обучения истца в институте действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеуказанным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 в специальный стаж работы время обучения в медицинских учебных заведениях не включалось.

Таким образом, доводы истца о включении периода обучения в институте в специальный стаж не основаны на законе.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Фокинском районе городского округа города Брянска в части не включения в специальный стаж периода обучения истца с "дата" по "дата" в <...> медицинском институте.

Согласно справки от "дата" Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Фокинском районе городского округа города Брянска страховой стаж работы Солоновой Г.И. составляет <...> лет <...> месяцев <...> дня, специальный стаж - <...> года <...> месяцев <...> дня по состоянию на "дата".

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, о том, что истец не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии с "дата", поскольку стаж её медицинской деятельности в городе менее 30 лет.

Оценивая все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования Солоновой Г.И. подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Солоновой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Включить Солоновой Г.И. в стаж медицинской деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период её обучения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата".

В остальной части исковых требований Солоновой Г.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                            Н.Н. Фоменко