Решение об удовлетворении иска прокурора Фокинского района г.Брянска к ООО `Брянская бумажная фабрика` о признании незаконным бездействия по созданию вакантных рабочих мест для инвалидов и понуждении к созданию рабочих мест инвалидам в пределах квоты



Дело №2-1175/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе председательствующего судьи Перминова П.В., при секретаре Козейкиной Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фокинского района города Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью « Брянская бумажная фабрика» о признании незаконным бездействия по созданию вакантных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты и понуждении создать вакантные рабочие места для инвалидов в пределах квоты четырех процентов от средней списочной численности работников,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Фокинского района г.Брянска на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Брянская бумажная фабрика» (далее ООО «Брянская бумажная фабрика») о признании незаконным бездействия по созданию вакантных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты и понуждении создать рабочие места для инвалидов, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой Фокинского района г.Брянска проверки выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов со стороны ответчика. Численность работников на момент проверки составляла <...> человек. Поэтому в силу ст.1.2 Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» от "дата" , устанавливающей квоты для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников в организациях, численность работников в которых составляет более 100 человек, на предприятии должно быть предусмотрено 21 рабочее место тля трудоустройства инвалидов. Вместе с тем, в ООО «Брянская бумажная фабрика» отсутствуют вакансии, установленные квотой для приема на работу инвалидов в количестве 10 единиц. Своим бездействием по созданию квот для инвалидов ООО «Брянская бумажная фабрика» нарушило права инвалидов на трудоустройство. В связи с чем истец просил обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав путем создания в ООО «Брянская бумажная фабрика» вакантные места для инвалидов в пределах квоты и в количестве не менее четырех процентов от среднесписочной численности работников филиала.

В судебном заседании прокурор Фокинского района г.Брянска Бойкачева О.А. иск поддержала в полном объеме, просила признать незаконным бездействие по созданию вакантных рабочих мест для инвалидов в пределах квоты в ООО «Брянская бумажная фабрика» и обязать ответчика создать вакантные мест для инвалидов в пределах квоты - четырех процентов от средней списочной численности работников. В подтверждение нарушения ответчиком прав инвалидов на трудоустройство сослалась на информацию ООО «Брянская бумажная фабрика» о количестве рабочих мест на предприятии, подлежащих квотированию по состоянию на "дата", из которой следовало, что численность работающих составляла <...> человек, из них: <...> женщины, работников в возрасте до 18 лет нет, инвалидов - <...>.

Представитель ответчика ООО «Брянская бумажная фабрика» иск не признал, при этом пояснил, что во исполнение законодательства о социальной защите инвалидов на предприятии созданы рабочие места для инвалидов. Среднесписочный состав работников филиала постоянно меняется в связи с увольнением или приемом на работу граждан. Поэтому ООО «Брянская бумажная фабрика» ежемесячно предоставляет в службу занятости населения сведения об имеющихся вакантных рабочих местах для инвалидов. Вакантных мест для инвалидов нет. Согласно аттестации рабочих мест все вакантные места входят в перечень профессий с вредными условиями труда. На предприятии работают <...> инвалидов, трем из них оборудованы специализированные рабочие места. Кроме этого на предприятии трудоустроены <...> человек с ограничением трудоспособности, но не имеющие инвалидности. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется и просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» пояснила, что в соответствии со ст.2 Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» устанавливается квота для приема на работу инвалидов в организациях численностью свыше 100 человек в размере 4 % от среднесписочной численности работающих. По состоянию на "дата", среднесписочная численность работников ООО «Брянская бумажная фабрика» составляет <...> человек, установленная квота 16 рабочих мест для приема на работу инвалидов, на предприятии работает <...> инвалида. В течение истекшего периода 2011 года в ГКУ «ЦЗН г.Брянска» сведения о наличии свободных рабочих мест в счет установленной квоты от ООО «Брянская бумажная фабрика» не поступали. Информация о количестве рабочих мест и численности работающих на предприятии инвалидов предоставляется.

Третье лицо Центросоюз Российской Федерации надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, его представитель в судебное заседание не явился, об уважительной причине неявки не сообщил.

На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Центросоюза Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в последующих редакциях), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.ст. 21 и 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов

В соответствии со ст. 1.2 Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» от 9 марта 2005 года N 7-З (в ред. Закона Брянской области от 04.03.2010 N 14-З) организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает квоту в соответствии с настоящим Законом, исходя из среднесписочной численности работников данной организации. Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения.

В статье 1 вышеназванного Закона Брянской области под квотой понимается минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в последующих редакциях), работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

По информации ООО «Брянская бумажная фабрика» в отдел Фокинского района ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» о количестве рабочих мест по состоянию на "дата", численность работающих на предприятии составляет <...> человека, в том числе <...> инвалидов. Количество необходимых рабочих мест на предприятии для трудоустройства в счет квоты должно составлять <...>. Вакансии для приема на работу инвалидов в счет квоты в количестве 10 человек не выполнены, так как программы реабилитации инвалидов не соответствуют условиям труда на предприятии.

Численность работающих в ООО «Брянская бумажная фабрика» по состоянию на "дата" составляет <...> человек. Вакантных мест для трудоустройства инвалидов нет, так как согласно аттестации рабочих мест все вакантные места входят в перечень профессий с вредными условиями труда (от 3.2 класса до 4.0), что подтверждается соответствующей справкой о среднесписочной численности работников.

Исходя из представленной в органы занятости населения информации о количестве работающих в ООО «Брянская бумажная фабрика» и справки о среднесписочной численности работников по состоянию на "дата", ответчик правильно установил квоту для трудоустройства инвалидов в размере <...> рабочих мест (<...> х 4% = <...> (с округлением значения размера квоты в сторону уменьшения до целого значения)).

Из справки от "дата" видно, что в ООО «Брянская бумажная фабрика» трудоустроены <...> инвалидов.

По сообщениям ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» от "дата" , ООО «Брянская бумажная фабрика» не обращалась с заявками о трудоустройстве инвалидов в 2011 году. Инвалиды для трудоустройства в ООО «Брянская бумажная фабрика» не направлялись из-за отсутствия вакансий.

Согласно информации ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» от "дата" , в течение истекшего периода 2011 года в ГКУ «ЦЗН г.Брянска» сведения о наличии свободных рабочих мест, в счет установленной квоты от ООО «Брянская бумажная фабрика» не поступали. Информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов предоставляется.

Принимая во внимание вышеперечисленные доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение законодательства в области социальной защиты инвалидов в ООО «Брянская бумажная фабрика» не выделяются рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной законом квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников, а потому иск о признании незаконным бездействия ООО «Брянская бумажная фабрика» по созданию вакантных рабочих мест для инвалидов и о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения путем создания вакантных рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    РЕШИЛ

Иск прокурора Фокинского района города Брянска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Брянская бумажная фабрика» удовлетворить.

Обществу с ограниченной ответственностью «Брянская бумажная фабрика» создать вакантные места для инвалидов в пределах квоты четырех процентов от средней списочной численности работников.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г.Брянска в течение десяти дней.

Председательствующий судья                                            Перминов П.В.