Решение об отказе в удовлетворении иска Шишовой Л.Ю. к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-1463/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре - Исаковой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишовой Л.Ю. к управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Истец Шишова Л.Ю. обратилась в суд с иском к управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на земельный участок, указав, что на протяжении 15 лет законно владеет и пользуется земельным участком площадью <...> кв.м., расположенным в СНТ <...> Фокинского района гор. Брянска. В соответствии с Земельным кодексом РФ и ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» просила признать право собственности на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный в СНТ <...> Фокинского района гор. Брянска под кадастровым номером

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СНТ <...>», войсковая часть <...>.

В судебном заседании истец Шишова Л.Ю. исковые требования поддержала, ссылаясь на положения ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» просила признать право собственности на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный в СНТ <...> Фокинского района гор. Брянска под кадастровым номером .

Суду пояснила, что является членом СНТ <...> с "дата", регулярно уплачивает членские взносы, расходы по электроэнергии и земельный налог. Она произвела межевание земельного участка, определила его границы. Полагая, что земельный участок отведен ей в установленном законом порядке, что предполагает упрощенный порядок оформления его в собственность, истец считает отказ управления имущественных отношений Брянской области в предоставлении в собственность, занимаемого земельного участка необоснованным, в связи с чем, исковые требования просила удовлетворить.

Представитель истца Сергеенко М.И. исковые требования поддержал, просил признать за истцом право собственности на земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный в СНТ <...>

Представитель управления имущественных отношений Брянской области в удовлетворении требований Шишовой Л.Ю. о признании права собственности на земельный участок просила отказать, мотивировав тем, что земельный участок, занимаемый Шишовой Л.Ю. в СНТ <...> не был предоставлен истцу в установленном законом порядке собственником земельного участка, кроме того данная территория отнесена к землям, оборот которых ограничен.

Представитель третьего лица, без самостоятельных требований войсковой части <...> Гаранина Н.О. в разрешении спора полагалась на усмотрение суда, пояснив, что Постановлением администрации Брянской области от "дата" в постановление администрации области от "дата" внесены изменения, которыми установлена пятидесяти метровая запретная зона, включающая территорию, непосредственно примыкающую к территории войсковой части <...>. До настоящего времени границы запретной зоны на местности не определены, в связи с чем, достоверно не установлено вошел ли земельный участок в запретную зону или нет.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований СНТ <...>», извещенный надлежаще о времени и месте судебного заседания, не явился.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Частью 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ определено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Порядок предоставления и использования земель для нужд обороны определяется Правительством РФ (п. 21 ст. 6 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об обороне»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 12 статьи первой приведенного Федерального Закона об «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Таким образом, земельный участок, предоставленный войсковой части <...> на основании акта на право пользование землей от "дата", является федеральной собственностью и ограничен в обороте.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, решением Исполнительного комитета Брянского городского Совета депутатов трудящихся от "дата" земельный участок площадью <...> га, занятый коллективными садами в соответствии с письмом командующего Московским военным округом от "дата" изъят у войсковой части <...> и закреплен за садоводческим товариществом <...> В дальнейшем садоводческое товарищество <...> переименовано в СНТ <...>

На основании указанного решения с СНТ <...> городским управлением коммунального хозяйства заключен договор о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование под коллективные сады площадью <...> га (л.д. 58-60).

Согласно плану от "дата" территорию СНТ <...> площадью <...> га. составляют земельные участки, имеющие номера с по .

В "дата" приказом командира войсковой части <...> от "дата" территория земельного участка СНТ <...> расширена за счет дальнейшей разработки земли прилегающей к границам войсковой части и входящей в запретную зону части.

Таким образом, на основании приказа командира войсковой части территория СНТ <...> увеличилась и согласно данным кадастрового плана территорий по фактическому пользованию составляет <...> га.

Как следует из материалов дела, собственником земельного участка, который приказом командира войсковой части <...> от "дата" был предоставлен СНТ <...> для дальнейшей разработки, является Российская Федерация. В силу положений Федерального закона «Об обороне», п. 5 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки данной категории ограничиваются в обороте.

На основании постановления администрации города Брянска от "дата" за войсковой частью <...> был перерегистрирован земельный участок площадью <...> кв.м. (с уточнением границ и по фактическому пользованию) в пользование для эксплуатации технической территории по <адрес> в Фокинском районе.

Во исполнение указаний начальника ГШ ВС РФ - первого заместителя Министра обороны РФ от "дата" <...> и начальника строительства и расквартирования войск - зам. МО РФ <...> от "дата" ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» по акту приема - передачи от "дата" в целях успешного государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в пользовании у Министерства обороны и для государственной регистрации права собственности РФ и права постоянного (бессрочного) пользования приняла от войсковой части <...>: акт на право пользование землей; Постановление администрации города Брянска от "дата" о предоставлении земельного участка площадью <...> кв.м. войсковой части <...>; план земельного участка площадью <...> кв.м.; свидетельство о праве собственности на землю площадью <...> кв.м. от "дата"; акт об отводе границ земельного участка площадью <...> кв.м. от "дата"; постановление администрации города Брянска от "дата" о закреплении границ земельного участка площадью <...> кв.м. за войсковой частью <...> под жилой городок; план земельного участка под жилой городок.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" принято решение о реорганизации федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Брянская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

01 сентября 2011 года деятельность ФГКЭУ «Брянская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации прекращена в связи с реорганизацией.

Министерство обороны Российской Федерации, наделенное полномочиями собственника в отношении имущества, закрепленного за вооруженными силами решений о предоставлении спорного земельного участка СНТ «Прогресс» не принимало.

Кроме того, пунктом 3.1 устава войсковой части определено, что все имущество предприятия находится в государственной собственности Российской Федерации, отражается в самостоятельном балансе предприятия и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, установленных договором о закреплении имущества, заключенным между предприятием и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

В соответствии с ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Таким образом, командир войсковой части в силу положений законодательства, регулирующего порядок и основания распоряжения землей, не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками данной категории.

Следовательно, земельный участок, за счет которого площадь СНТ <...> увеличилась до <...> га., предоставлен в нарушение требований закона.

Размещение дачных участков на землях Министерства обороны Российской Федерации, без соответствующего разрешения, по своей сути является самовольным захватом территории.

Истец Шишова Л.Ю. является членом СНТ <...> с "дата", что подтверждено выпиской из протокола общего собрания членов СНТ <...> , в соответствии с которой Шишовой в "дата" выделен земельный участок площадью <...> кв.м. (л.д. 33).

Земельный участок, занимаемый истцом, имеет порядковый номер и расположен на земельном участке, переданном в "дата" СНТ <...> командиром войсковой части в нарушение требований закона, без соответствующего согласования с собственником земли.

Доказательств, подтверждающих выделение данного земельного участка СНТ <...> решением собственника, суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Таким образом, положения ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в данном случае не применимы, поскольку, относятся к процедуре оформления прав на земельный участок, при условии предоставления земельного участка садоводческому, огородническому или иному дачному некоммерческому объединению в установленном законом порядке.

Членство Шишовой Л.Ю. в СНТ <...> при отсутствии надлежащих документов об отводе земельного участка не влечет возникновения права собственности на землю по основаниям, заявленным истцом.

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца Шишовой Л.Ю. о признании права собственности на земельный участок в СНТ <...> Фокинского района гор. Брянска, не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шишовой Л.Ю. к Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Фоменко