Дело № 2-312/2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 февраля 2010 года Фокинский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи Алейниковой С.А., при секретаре Хохловой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установил: Новикова Е.А. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что "дата" подала в УПФ РФ в Фокинском районе (ГУ) городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением медицинской деятельности, в чем ей было отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата". Истица просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, включив названные периоды в льготный стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев. В судебном заседании Новикова Е.А. иск поддержала. Представитель УПФ РФ по доверенности Никитина Е.М. иск не признала. Суду пояснила, что периоды нахождения Новиковой Е.А. с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата" на курсах повышения квалификации с не могут быть включены в льготный стаж, поскольку включение таких периодов в льготный стаж не предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждения Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона № 516 от 11 июля 2002г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, а он связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) Судом установлено, что "дата" Новикова Е.А. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. По данным УПФ РФ ее льготный стаж составляет <...> лет <...> месяцев <...> дней, общий - <...> лет <...> дней (л.д.25,26). Новиковой Е.А. отказано во включении в льготный стаж периода ее обучения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., со ссылкой на то, что включение таких периодов в льготный стаж не предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона № 516 от 11 июля 2002г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям. В силу пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Судом установлено, что Новикова Е.А. с "дата" по настоящее время работает <наименование должности> хирургического отделения Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Брянск-2» ОАО «Российские железные дороги» (л.д.6-12, 17). В периоды времени с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата" она работодателем направлялась на курсы повышения квалификации в Брянский медицинский колледж с отрывом от производства и с сохранением заработной платы (л.д.19-22). В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы в должности <наименование должности>, в том числе <наименование должности> хирургического отделения. В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского веронала, указанная работа в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Новикова Е.А. имеет право на зачет указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, поскольку она продолжала состоять в трудовых отношениях с организацией, направившей ее на курсы повышения квалификации, за ней сохранялось место работы и выплачивался средний заработок. Учитывая, что положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям ст.19 Конституции РФ. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. С учетом указанных периодов работы Новиковой Е.А. льготный стаж по состоянию на "дата" составляет более 30 лет. Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит иск Новиковой Е.А. подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Новиковой Е.А. удовлетворить. Признать за Новиковой Е.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ, включив Новиковой Е.А. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды ее обучения на курсах повышения квалификации с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата"., с "дата" по "дата". Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска назначить Новиковой Е.А. трудовую пенсию с "дата". Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней. Судья С.А. Алейникова