Решение об отказе в удовлетворении заявления Руденка Н.Д. о признании недействительными итогов голосования 4.12.11 г. по избирательному уч-ку № 148 Фокинского р-на г.Брянска (облсудом решение оставлено без изменения)



Дело № 2-179 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Мариной С.А.

при секретаре                              - Куприной И.А.,

с участием прокурора                 - Ворон М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Руденка Н.Д. о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 148 Фокинского района города Брянска на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва,

установил:

Руденок Н.Д. обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04 декабря 2011 года являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания шестого созыва, включенным в зарегистрированный федеральный список политической партии «Справедливая Россия».

После окончания голосования участковой избирательной комиссией № 148 Фокинского района города Брянска, в соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» подводились итоги голосования (подсчет голосов), составлялся протокол об итогах голосования. После получения копии протокола об итогах голосования избирательным штабом Брянского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» и сравнения его в дальнейшем со сводной таблицей итогов голосования территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска были выявлены значительные отклонения данных участковой избирательной комиссии № 148 Фокинского района города Брянска, находящихся в сводной таблице от данных, указанных в выданной представителям партии «Справедливая Россия» копии протокола участковой избирательной комиссии № 148.

В частности разнятся строки 1, 4, 6, 8, 9, 10, 21, 23, 24. Заявитель полагает, что руководством участковой избирательной комиссии избирательного участка № 148 незаконно и необоснованно в нарушение норм действующего законодательства внесены изменения в протокол об итогах голосования. Исходя из чего количество проголосовавших на данном избирательном участке за политическую партию «Единая Россия» (строка 24 протокола) увеличилось с 352 до 1149 голосов. Считая указанные действия участковой избирательной комиссии избирательного участка № 148 Фокинского района города Брянска незаконными, допущенные нарушения не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей заявитель просил признать итоги голосования на избирательном участке № 148 Фокинского района города Брянска Брянской области на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва недействительными. Направить решение суда о признании выборов депутатов Государственной Думы РФ на данном избирательном участке недействительными в избирательную комиссию Брянской области для решения вопроса в соответствии с предоставленными полномочиями.

Руденок Н.Д. в судебное заседание не явился. Представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя Смальков В.М., действующий на основании доверенности, заявление поддержал.

Дополнительно суду пояснил, что факт допущенных нарушений подтверждается имеющейся у заявителя копией протокола об итогах голосования на избирательном участке № 148, данные в котором не соответствуют итогам голосования, установленным территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска и впоследствии официально опубликованным. Ответственность за искажение итогов голосования несет председатель участковой избирательной комиссии.

Председатель участковой избирательной комиссии № 148 Фокинского района города Брянска ФИО13 в судебное заседание не явился.

Суду представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях в удовлетворении заявления Руденку Н.Д. просил отказать, ссылаясь на отсутствие в его действиях, действиях членов участковой избирательной комиссии нарушений действующего законодательства о выборах и искажения итогов голосования.

Председатель территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска ФИО14, представитель территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска по доверенности Сидоренкова О.Г. заявление Руденка Н.Д. просили оставить без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие в действиях участковой избирательной комиссии избирательного участка № 148 Фокинского района города Брянска, ее председателя, каких-либо нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Представитель избирательной комиссии Брянской области Володин А.А., действующий на основании доверенности полагал заявление Руденка Н.Д. не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным представителями территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО10, проверив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва на 04 декабря 2011 года.

Политическая партия «Справедливая Россия» участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва в соответствии с федеральным списком кандидатов, зарегистрированным постановлением ЦИК РФ от 27 октября 2011 года.

Руденок Н.Д. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, включенный в зарегистрированный федеральный список кандидатов политической партии «Справедливая Россия» 17 октября 2011 года (л.д.6).

Решением территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска от 06 ноября 2011 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 148 Фокинского района города Брянска по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва в количестве 15 членов с правом решающего голоса: ФИО12, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО13, ФИО4. ФИО15 ФИО16, ФИО17. ФИО5, ФИО18 (л.д. 33, 40).

Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 148 Фокинского района города Брянска назначен ФИО13 (решение территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска от 25 ноября 2011 года ) (л.д.34-38).

Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, прошедших 04 декабря 2011 года, оглашены Центризбиркомом 10 декабря 2011 года, опубликованы в Российской газете (Федеральный выпуск № 5654 от 10 декабря 2011 года).

Согласно статье 2 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего федерального закона, других федеральных законов.

Согласно положениям частей 4,5,10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представителя, наблюдатели, а также комиссии.

В силу пункта 1.1. статьи 77 приведенного закона, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (пункт 1.2)

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (пункт 2).

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (пункт 3).

Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов (пункт 5 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по форме, содержанию и в порядке, установленными статьями 67,68 названного выше Федерального закона.

Территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска суду представлен оригинал протокола участковой комиссии об итогах голосования избирательного участка № 148 Фокинского района города Брянска (экземпляры 1 и 2), копии которых приобщены к материалам дела (л.д.50-51, 85-86).

По форме и содержанию итоговый протокол участковой избирательной комиссии соответствует требованиям статьи 67Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Итоговый протокол подписан всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без особых мнений. Повторный подсчет голосов не проводился, что подтверждается показаниями председателя участковой избирательной комиссии ДедковаА.П., свидетелей (членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса) Иванова ФИО3, ФИО5. ФИО6 Указанные лица также подтвердили достоверность итогов голосования, отраженных в протоколе об итогах голосования, направленных в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска.

В день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей в участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию жалоб (заявлений) о допущенных нарушениях избирательного законодательства (в том числе по порядку голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определению результатов выборов) не поступало. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле, подтверждается содержанием соответствующей строки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

В сводную таблицу территориальной избирательной комиссии об итогах голосования в Фокинском районе города Брянска данные об итогах голосования на избирательном участке № 148 Фокинского района города Брянска внесены на основании протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии данного избирательного участка. Расхождений судом не установлено.

На основании изложенного выше суд приходит к выводу, что протокол об итогах голосования на 148 избирательном участке Фокинского района города Брянска оформлен и подписан с соблюдением требований статей 67, 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с (аналогичным требованиям статей 78, 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Обстоятельства, являющиеся в силу приведенных норм закона основанием для признания протокола недействительным, отсутствуют.

Представленная заявителем в материалы дела копия протокола итогов голосования (л.д.27-29), содержащая результаты голосования отличные от данных сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска по указанному избирательному участку не может являться основанием для отмены протокола по итогам голосования и признании недействительными итогов голосования на избирательном участке № 148 Фокинского района города Брянска по следующим основаниям.

В судебном заседании представитель заявителя Смальков В.М. пояснил, что копия протокола получена членом комиссии с совещательным голосом от партии «Справедливая Россия» ФИО10, а затем передана в избирательный штаб политической партии. При сравнении содержащихся в них данных, с имеющимися в сети интернет по адресу страницы ГАС «Выборы», выявлены несоответствия свидетельствующие, по мнению заявителя, о недействительности итогов голосования.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО10 изложенные выше обстоятельства подтвердила. Пояснила, что получила в участковой избирательной комиссии копию протокола об итогах голосования, представленную заявителем в материалы дела (л.д.27-29).

Председатель участковой избирательной комиссии № 148 Фокинского района города Брянска ФИО13 в судебном заседании 10 и 25 января 2012 года пояснил, что данные в копии протокола, представленной заявителем, не соответствуют официально установленным итогам голосования. Отрицал выдачу и подписание (заверение) им копии протокола, представленной заявителем в материалы дела.

Свидетель ФИО6 (член комиссии с правом решающего голоса, секретарь) суду пояснила, что копия, представленная заявителем в материалы дела, ею не выдавалась, не заверялась. Записи о выдаче надлежаще заверенных копий итогового протокола внесены в реестр.

Пояснения председателя участковой избирательной комиссии ФИО13, свидетеля ФИО6 согласуются с письменными доказательствами по делу.

В соответствии с пунктом 29 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 N "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Суду представлена надлежащим образом заверенная копия реестра регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 148 Фокинского района города Брянска.

Реестр содержит подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, оттиск печати участковой избирательной комиссии. Его копия заверена секретарем территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска, содержит оттиск печати территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска.

Согласно реестру члену комиссии с совещательным голосом от политической партии «Справедливая Россия» ФИО10 выдана заверенная копия протокола № 2 (л.д. 87). Свидетель ФИО10 подтвердила свою подпись в реестре за получение заверенной копии итогового протокола , но где эта копия пояснить не смогла. Предположила, что могла перепутать копии при их получении.

С учетом того, что номер экземпляра на первом листе копии, представленной заявителем, не соответствует номеру, указанному в реестре выдачи копий протоколов, показания свидетеля ФИО19 не могут быть приняты судом как доказательство выдачи этой копии в установленном законом порядке.

Представленная заявителем копия протокола (л.д.27-29) по форме и содержанию не соответствуют протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 148, направленному в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска.

Частично является ксероснимком, составленным на трех листах формата А-4 не имеющих печати и подписи председателя, заместителя или секретаря участковой избирательной комиссии. Адрес помещения для голосования указан иным цветом чернил. В первой строке протокола имеются исправления цифровых значений. Числовые данные по всем строкам протокола не указаны прописью. Нет надписи «копия», записи «верно» или «копия верна», даты и времени (часы, минуты) заверения, не указаны фамилия, имя, отчество, должность в избирательной комиссии лица, ее подписавшего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Изложенное выше не позволят признать представленную заявителем копию протокола соответствующей требованиям действующего законодательства, выданной в установленном порядке. Следовательно, указанная копия не имеет юридического значения, данные содержащиеся в ней не опровергают итоги голосования. В силу положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ не может быть принята судом как допустимое доказательство, бесспорно свидетельствующее об исправлении (искажении) избирательной комиссией протокола об итогах голосования, направленного в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска.

Копия протокола, представленная стороной заявителя в материалы дела, как полученная наблюдателем от Коммунистической партии Российской Федерации (л.д. 88-90), содержащая цифровые значения, отличные от итогового протокола голосования на избирательном участке № 148, сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска не принимается судом как достоверное доказательство доводов заявителя, по изложенным выше основаниям.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 15.01.2002 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова", при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

При установленных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приведенные в заявлении доводы носят предположительный характер о возможном влиянии на волеизъявление избирателей, сводятся к несогласию с результатами голосования. Указанное, по смыслу подпунктов «а» «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, признания итогов голосования недействительными, не является. Доказательств того, что содержащиеся в протоколе участковой избирательной комиссии № 148, сводной таблице итогов голосования территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска сведения искажены при определении результатов выборов, заявителем не представлено.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, с учетом положений части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на достоверность определения волеизъявления избирателей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,

решил:

Заявление Руденка Н.Д. о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку № 148 Фокинского района города Брянска на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья     С.А. Марина